Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения

Якутские обереги (Харысхал) — красивые и необычные. Они защищают семьи и дома от порчи, сглаза, темной энергетики. Якуты живут в гармонии с природой и чтят ее законы. Поэтому большинство талисманов делают из натурального сырья. Сакральные орнаменты можно встретить на одежде, головных уборах, украшениях, предметах быта и в интерьере.

ВНИМАНИЕ! Если человек носит имперский амулет на себе, он никогда не будет беден. У него закрываются долги и наступает полоса везения, которая выносит его в безбедную жизнь. С имперским амулетом деньги придут в избытке — их будет гораздо больше, чем вы ожидаете… Читать дальше»

Какие они, якутские амулеты

Якуты близки к природе, они живут в гармонии с ней, подчиняются её законам, с трепетом и уважением относятся к мощи стихии. Почти все талисманы, которые используют якуты, сделаны из натуральных материалов. К ним относятся:

  • кости, клыки, когти и шкуры животных;
  • серебряные украшения;
  • деревянные миниатюры бытовых предметов;
  • камни;
  • вышитые бисером или нитью орнаменты.

Магические предметы защищали от сглаза, порчи, духов, от влияния стихии, сохраняли здоровье, привлекали удачу.

Наибольший интерес у этнографов вызывают якутские ювелирные украшения и узоры, поскольку они защищают и несут информацию о статусе, социальной роли человека, благосостоянии, желаниях. Например, чорон, якутский сосуд для кумыса, используют в поклонении божествам и благословлении. Украшения на него наносят в зависимости от просьбы, вознесённой к богам. Важна роль наследования амулетов. Чем они был старше, тем выше сила. Жительница города Нюрба говорит:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Девушки надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение девушки в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая девушка могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Орнаменты наносятся на якутскую одежду для защиты от злых сил, поэтому вышивкой украшают наиболее слабые места, через которые могут проникнуть духи: подол, рукава, ворот, пояс, позвоночник.

Основные мотивы – растительные, подходят всем, символизируют развитие и плодородие. При выборе узора необходимо учитывать особенности:

  • лировидный орнамент не подходит девочкам и бабушкам;
  • росток растения для маленьких детей, бутон для юношей и девушек постарше, распустившиеся цветы для старших;
  • орнамент должен был стремиться вверх, а не вниз.

Одежду мужчин традиционно украшали пять ромбов, объединённых в один. Это символ совершенства, соединение пяти элементов: воды, воздуха, дерева, огня, металла. В центре ромба круг – женское начало, поскольку мужчина неотделим от женщины.


Оберег Харысхал

Ещё один традиционный мотив напоминает инь-янь, но с тремя делениями. Он символизирует три души: матери, земли, воздуха.

На места расположения основных чакр надевались металлические изделия или подшивались обереги. Это солнечное сплетение, лоб, бёдра, пояс, область сердца. Например, с изнанки, напротив сердца подшивалась мордочка мелкого зверька. На шапках в центре лба помещалась металлическая пластина.

Талисманы изначально делались из любого металла, этим занимались кузнецы. Они почитались наравне с шаманами. Богатые роды имели своего личного мастера.

Позже их стали делать исключительно из серебра, золото не использовалось. Серебро обладает очистительной силой и отгоняет духов.

Особо выделяются свадебный убор, ведь невеста – продолжательница рода, от неё зависит благополучие семьи и здоровье детей. Каждая деталь имела значение. Большинство из них отгоняли недобрых духов и сглаз, другая сторона была направлена на укрепление детородной функции.

Свадебный костюм состоит из таких фрагментов:

  • головной убор;
  • серёжки;
  • нагрудный гарнитур;
  • наспинный гарнитур;
  • браслеты.

Вес убранства мог достигать десятков килограмм. Приданое готовили с самого рождения дочери, изготовляя в год одну деталь костюма. К совершеннолетию скапливался полный убор.

Повседневные изделия были скромнее. К основным видам относятся:

  1. Серёжки. Их начинали носить с пяти лет. Форма серёжек напоминала фигуру девушки, а детали были посланием окружающим, сообщающим о статусе их обладательницы. Например, девушки носили плоские цельные фигурки. Дырка в центре сообщала о замужнем статусе. Серёжки в виде лиры с подвескам надевали многодетные женщины. Стареющая женщина снимает подвески и передаёт внучке в знак продолжения рода.
  2. Браслеты. Кроме обережной функции имеют практическую. Браслетами застёгивают рукава одежды, не пуская холод.
  3. Пояс. Не давал духам проникнуть к телу, поэтому неподпоясаными могли ходить только шаманы. Взрослые богато расшивали пояса орнаментами, а дети подпоясывались верёвкой.

Мужчины, женщины и дети применяли разные талисманы, поскольку отличались их социальные функции.

Якутская ювелирка: от кустарщины до мирового бренда

YAKUTIA.INFO. Якутская ювелирка завоевала право называться самым ярким брендом республики. Причем не только российского, но и мирового масштаба. Для многих это уже как само собой разумеющееся явление.

Однако если задуматься, какой большой путь предшествовал этому? И как якутская ювелирная отрасль из мелкого кустарного производства выбилась в лидеры нашей экономики?

Об этом накануне Дня работников гранильной и ювелирной промышленности Якутии, отмечаемом 23 октября, – в материале Якутия.Инфо.

Многовековые традиции
Татьяна Кырбасова
Гранильная и ювелирная отрасли в Якутии являются смежными отраслями. Но если якутская гранилка является относительно молодой отраслью и появилась в 90-е годы, то ответ на вопрос – когда якуты начали заниматься ювелиркой – является предметом археологической науки.

Гранилка появилась благодаря суверенитету, когда у Якутии появился доступ к своим алмазам. Когда благодаря дружбе Михаила Николаева с Борисом Ельциным на нас пролился алмазный дождь. Правильно говорят сами огранщики, что сейчас гранильная отрасль – единственный шанс, который НЕ БЫЛ УПУЩЕН. А их было много…
Старинные женские украшения
«Что касается якутской ювелирной отрасли, то мы говорим о многовековых традициях якутского ювелирного дела. Археологической наукой доказано, что народ саха прибыл на территорию нынешней Якутии, уже владея развитым по тем временам кузнечно – ювелирным делом. Подтверждением тому могут служить находки древних женских серебряных украшений в захоронениях и украшений для лошади, датированных еще XII веком нашей эры. Одной из реалистичных версий является, что победному завоеванию столь большой территории способствовало именно владение в совершенстве кузнечным делом народом саха. Ведь наконечники стрел, копье, батас были металлическими, а не костяными как у аборигенов? Более развитый народ вытеснил менее развитый. Инновации сыграли решающую роль. А ювелирами были, конечно же, элита якутских кузнецов, — рассказывает руководитель Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий Якутии Татьяна Кырбасова.

В советское время якутская ювелирка не то, чтобы не развивалась, она – выживала. Драгоценными металлами и камнями занимались крупные государственные , которые были в каждом районе ЯАССР. Помню, когда в нашу деревню приезжали мастера — ювелиры, все женщины шли к ним, чтобы переплавить купленные в магазинах однотипные серьги и кольца в национальные якутские ытар5а – висюльки в виде стилизованной женщины и печатки с чороном и сарданой и т. д. Благодаря этим цехам ювелиры пронесли вековые традиции своих предков до сегодняшних дней», — считает Татьяна Петровна.

Тяжело в учении – легко в бою

Падение СССР и времена суверенитета послужили толчком для развития ювелирной отрасли. Появилось самое главное – рынок, а вместе с ним и стремление предпринимателей вложиться в ювелирное дело. Так, нарастили ювелирное направление «Золото Якутии», выходцы из фабрики «Сардана», цехов «Рембыттехники». Родоначальником нового витка развития ювелирной отрасли считается легендарный Тарас Гаврильевич Десяткин. Первыми предпринимателями, инвестировавшими в отрасль, стали Василий Алексеев («Сахаювелир») и Александр Павлов («Киэргэ»).

«Интересное было время»
Условным следующим этапом развития ювелирки можно назвать тот период, когда именитые ювелиры-штучники, работавшие в крупных ювелирных предприятиях стали создавать свои ювелирные фирмы. Это Лука Егоров, который создал «Уран Саха», братья Осиповы — «Симэх», братья Заболоцкие — «Оhуор утум», Гаврил Эверстов – «Айар Уус», Юрий Иванов – «Жемчуг», позже к ним примкнул Александр Тимофеев, «Саха Дизайн». Это «золотой фонд» авторской, якутской ювелирки. Именно они сохранили, развили в Якутии и продвинули на российский рынок традиционные якутские ювелирные изделия.

«Хочу подчеркнуть также Степана Николаевича Попова, Ивана Алексеевича Захарова, Никиту Капитоновича Наумова и других самобытных талантливых ювелиров, — рассказывает Анатолий Никифоров, руководитель ювелирного альянса ЭПЛ. – Я был не только свидетелем, но и участвовал во всем этом. Интересное было время».

Это было время его становления как ювелира, которое впрочем характерно для многих. С детства, как и многие якутские ребята, Анатолий Никифоров проявлял творческие, художественные способности. Много рисовал, мастерил, участвовал в выставках.

Поговорка «тяжелое детство – деревянные игрушки» — это про советское детство Анатолия Лукича. Впрочем, это было только на пользу. «Раньше игрушек не было, поэтому мы сами мастерили их из деревянной сердцевины ниток, — рассказывает он. – Или, выковыриваешь в кирпиче формочку зайца, собаки, и заливаешь туда свинец. Получается такая тяжелая, массивная игрушка», — вспоминает детство ювелир.

Потом была армия. В армии, как многих якутов, Никифорова быстро оценили за талант художника. «В армии кто писарем работает за хороший почерк? Кто хорошо дембельские альбомы рисует? Якуты. Все российские пацаны это знают. Это талант от природы», — говорит Анатолий Лукич.

Затем СПТУ-16, специальность ювелира-монтировщика, Якутский госуниверситет, кафедра Технологии ювелирного дела.

Анатолий Никифоров (справа), начало пути
Да, традиции сохранились. Но в 90-е годы, в период рыночного становления отрасли, было очень непросто. По словам Анатолия Лукича, поначалу руководствовались простым правилом – продавай все, что блестит. Оно и понятно: в 90-е годы не было ни инструментов, ни информации, как надо правильно работать. Поэтому многое приходилось постигать по наитию, методом проб и ошибок. Украшения делали полукустарным методом: формы изготавливались из глины, и туда заливалось серебро.

Ювелирка бурно развивалась. Первые шаги, успех, первые серьезные дивиденды, расширение горизонтов.

У крупных фирм появилась возможность отправлять своих специалистов на стажировки не только в России, но и за рубеж. Так, наш Анатолий Лукич с благодарностью вспоминает свою стажировку в Италии от «Золота Якутии», в городе итальянских ювелиров Виченца. Но звездный час Лукича, как его сейчас зовут ювелиры, еще не пробил. Он и знать не знал, что это будет связано с параллельно развивающейся гранильной отраслью.

«Ювелир должен быть психологом»

Ювелирное искусство основано на природном чувстве красоты, гармонии, линий. Но одного чутья мало – чтобы стать мастером, нужен каждодневный труд.

«Ювелир – он как мелодист, ты постоянно, каждодневно находишься в творческом поиске. Как в той рекламе: мучаешься, ждешь, — смеётся Лукич. – Даже в автобус заходишь и непроизвольно начинаешь высматривать вокруг, какие у женщин украшения. Вечером поздно приходишь домой, сидишь, кушаешь, думаешь о незаконченном изделии. В голове мысль: быстрее бы лечь спать, чтобы скорее встать и сесть за верстак. Это уже фанатизм, и дело не в деньгах, а творческом выражении. И это самое большое удовольствие».

По словам Лукича, главный принцип ювелира – создать заказчику именно его изделие. Вопрос в том, как угадать скрытые душевные течения человека и в то же время сделать красивую вещь, созвучную с его вкусом, с его внутренним миром.

«Если ты работаешь с заказчиком напрямую, это самая лучшая школа, — говорит ювелир. – Ты не только человек, который делает украшение. Ты – психолог. Смотришь, как, допустим, женщина разговаривает, как она одета, беседуешь с ней и чувствуешь: ей подойдет такое-то украшение. И если все правильно просчитал, на завтрашний день она приходит и говорит – как красиво! И это самое большое счастье!».

Главный принцип ювелира – создать заказчику именно его изделие
Конечно, молодым и неопытным такое не сразу удается. Но это приходит со временем.

Сращение с гранильной отраслью и что из этого вышло

Но просто сделать хороший товар недостаточно – нужно еще уметь его преподнести и выгодно продать.

В Якутии продукция ювелирной отрасли долгое время держалась на одном уровне, не превышая 600-700 миллионов рублей в год. Казалось, это был потолок – ну никак не могли ювелиры его преодолеть. Тогдашний президент республики Вячеслав Штыров удивлялся – почему отрасль все время топчется на одном месте? Как дать ей импульс?

И перелом произошел. «Это был качественный скачок. Произошло это в 2006-2007 году, когда «ЭПЛ Даймонд» взялся за ювелирное направление, — вспоминает Татьяна Кырбасова. – До этого времени гранильная отрасль развивалась сама по себе, экспортируя бриллианты в Израиль, Бельгию, Индию, Америку. А как только якутская ювелирная отрасль, в лице ЭПЛ, перешла на производство ювелирных изделий с бриллиантами, произошел резкий скачок в развитии ювелирной отрасли республики. Это было совершенно новое направление».

Презентация ювелирного цеха (2009 г.)
Начался новый этап — массовый выпуск ювелирных изделий с бриллиантами. Глава «ЭПЛ» Петр Федоров взялся за строительство совершенно новой конструкции ювелирного дела, способного не только догнать и перегнать известные российские ювелирные центры – Кострому, Кусу, но и составить конкуренцию мировым ювелирным брендам. В принципе, амбиции были небезосновательными – его гранильное производство уже выпускало бриллианты мирового стандарта.

Шел 2007 год. Федоров со скрупулезностью набирал команду профессионалов.

«В 2007 году, волею судьбы, я пришел в «ЭПЛ Даймонд» с просьбой, чтобы мне профинансировали ювелирный цех, — говорит Лукич. – Мне повезло, что меня принял сам Петр Федоров (основатель и председатель Правления группы компаний ЭПЛ – авт.) Поговорили. Сразу поняли друг друга, как производственник производственника. Я заключил договор с ЭПЛ, купили самое передовое в то время ювелирное оборудование, набрали кадры и понеслось! Это было совершенно новое в якутской ювелирке – массовое производство ювелирных изделий с бриллиантами! Наряду с серийным производством начали выпуск эксклюзивных ювелирных изделий с бриллиантами! Стали поступать крупные заказы, многие из которых выставлены в Сокровищнице драгоценностей Якутии. Например, большое панно с бриллиантами, которое стоит в Гохране России, делали мы».

Когда в 2010 году был взят исторический рубеж — 1 миллиард рублей продаж, ювелиры и продавцы ЭПЛ устроили фейерверк по улице Ойунского. А в целом по отрасли было продано порядка 1,5 млрд якутской ювелирки. Затем были взяты отметки 2, 3 миллиарда. А прошлом 2014 году уже свыше 4 млрд рублей.

Сегодня по индексу промышленного производства (ИПП) ювелирка с гранилкой занимают 5 место после крупных сырьевых производств – нефтегазовой, алмазодобывающей, золотодобывающей и угольной.

Самостоятельность идет на пользу

Вопрос в том, что дальше? Все ювелиры мечтают, чтобы Якутск стал мировым ювелирным центром. К этому всё и идет шаг за шагом. Якутяне с гордостью восприняли новость об открытии ювелирных салонов ЭПЛ в Вене, Берлине, Загребе и ряде городов Казахстана в этом году.

Салон в Берлине
Если Гильдия ювелиров России отмечает резкий спад и упадок в российской ювелирной отрасли, то они же отмечают стабильность и даже рост в ювелирной и гранильной отрасли Якутии. и это несмотря на общероссийский кризис.

Малые и средние предприниматели от ювелирки и гранилки отмечают, что в период кризиса не была бы лишней поддержка со стороны государства, допустим, в части обеспечения сырьем.

Но ничего этого нет. Впрочем, возможно, это и на пользу. Ведь именно самостоятельное преодоление трудностей и сделало частников сильными. «ЭПЛ», «Уран Саха», «Оhуор Утум», «Симэх», «Саха Дизайн», «Айар Уус», «Жемчуг» и другие – список героев отрасли достаточно широк. Эти компании, не получавшие от государства ни рубля, добившиеся всего своим талантом и трудом, и подняли ювелирную отрасль.

Открытие салона в Астане, Казахстан
Радует то, что с каждым годом всё больше молодых людей хотят стать предпринимателями ювелирами и гранильщиками. У них перед глазами успешный пример их старших братьев, отцов – известных всей республике Федоровых, Егоровых, Осиповых, Заболоцких и других. Среди победителей и призеров всероссийских ювелирных конкурсов много новых имен молодых мастеров.

«Молодежь видит, что, став классным огранщиком или ювелиром можно, обрести самостоятельность и жить нормально за счет своего труда и таланта. Поэтому и идут к нам в отрасль. Именно в подготовке кадров, а затем в закреплении кадров после учебы и нужна в первую очередь поддержка со стороны государства. Почему-то есть программа поддержки молодых специалистов в бюджетной сфере жильем за счет государства, а мы порой теряем настоящие молодые таланты из-за бытовой необустроенности», — говорит Татьяна Кырбасова.

Амулеты для детей

Защищать ребёнка принято ещё до рождения. Особо опасен момент появления на свет, когда злые духи могут навредить младенцу и маме, поэтому роды сопровождали многочисленные талисманы, сохраняющие жизнь младенцу, облегчающие страдания матери.

Покровительница плодородия, защищающая роженицу – Айыысыт. Её символизировала шкурка зайца. Через глазницы продевались нитки бисера, а в уши вдевались серьги. Во время родов шкурку щедро умасливали.

Над постелью роженицы для уменьшения боли и для благополучного исхода вешали серьги, удила, кнут. Берёзовой палкой вокруг постели обводили круг, поскольку в берёзе находится дух хозяйки местности, за такую черту не один представитель потустороннего мира не сможет заступить.

После того, как младенец родился, в палку, за которую держалась женщина, втыкали нож, если появился на свет мальчик или ножницы, если девочка.

Младенец в первый год жизни ещё не может сам противостоять злу, поэтому за ним охотятся пожиратели душ абаасыта. Их отгоняли, привязывая на борта кроватки нож в ножнах, огниво, топорик, медвежью лапу, череп соболя.

На одеяло пришивали кольца, пластины из металла и другие звенящие предметы. Ребёнку, который начинал ползать и ходить на спину привязывали колокольчик. Звоном он очищал помещение от дурной энергетики, отпугивал духов и сообщал маме где находится малыш.

Для хорошего сна в уголок подушки вшивали заячью лапку.

С младенчества и до конца жизни человек хранил сумку из кожи тайменя «Ого кута». В ней хранились 10 узелочков из пуповины и волосы. Это сосредоточие жизненной силы.

Подросшим детям надевали серьги, подвески, металлические бляхи с рисунками и бусинами. Традиционный амулет для мальчика – лук и стрелы. Это сосредоточие мужского начала, моральных и физических качеств будущего мужчины.

Женские талисманы

Они направлены на сохранение здоровья, укрепление семьи, развитие интуиции.

Для облегчения грудного вскармливания используется гладкий камень с дыркой в виде воронки в центре. Через него было принято сцеживать молоко.

Девушка, отправляющаяся в путь, своими руками делала амулет из шерсти медведя, напоминающий кисточку – моонньох. Его вешали на шею лошади, чтобы расчищать путь от духов.

Девушка навыданье делала кнут из ивовых веток, украшая его фигурками из кости и серебра. На кончик прута вешался колокольчик. После рождения малыша кнут вешался над колыбелью.

На шапки надевалась серебряная бляшка – туосахта, символизирующая солнце. Одно из её значений – защита от оспы.

В качестве украшений девушки носили серьги, кольца и браслеты. При ходьбе убранство должно позвякивать, чтобы зло не приближалось.

Кроме шапки, обережный головной убор бастынга – обруч. Бляхи на нём прикрывали уязвимые части: лоб и виски.

Мужские амулеты

Мужчины почти не носили украшений. В качестве талисманов использовались вышивка и части животных: головы, лапы, когти, зубы, кости. Считалось, что качества убитого животного переходят к убившему его охотнику. Кроме этого якуты избирали себе тотемное животное. Они ассоциировали себя с ним, перенимая свойства, и находились под защитой.

Животные талисманы помогали выслеживать и убивать добычу на охоте, оставаясь неуязвимым. Мех волка или медведя считался оберегом от сглаза и болезней.

Ещё один животный амулет – ожерелье из носов. В этой части тела у животного находилась душа, поэтому якуты собирали в связки носы мелких животных: соболей, песцов, лисиц для привлечения удачи.

Для удачной охоты использовался талисман из шкуры, рога и челюсти оленя. Этот свёрток вместилище духа покровителя зверей и охоты.

Самый сильный талисман – камень сата. Его находили в местах удара молнии, а ещё он зарождался сам собой внутри лошади, быка, медведя, собаки или волка. Узнают его по внешнему виду. Сата напоминает уменьшенную человеческую голову, где различимы глаза, нос, рот, уши. Этот камень живой. Чтобы камень не умер, его не должна касаться девушка, не должен смотреть чужой человек и камень не должен оставаться нагим. Оберег принято было хранить завёрнутым в шерсть породившего его животного вдали от дома. С помощью сата якуты изменяли погоду или во время путешествия привязывали к лошади, чтобы та не потела, и её не донимали оводы.

Предыстория появления серебра у якутов

Этнографы писали об использовании серебра в якутских украшениях, что кузнецы-чеканщики помимо железа занимались обработкой серебра с низкой пробой, которое с 19 по 20 века добывалось ими из переплавки русских монет. Из полученного металла создавали различные украшения, пластины для поясов, конские сбруи.

Особый интерес у ученых вызвал ранний период якутского народа. Экспедицией были найдены денежные запасы, однако с одной стороны для личных расходов это была слишком крупная сумма, но для торгового капитала – слишком незначительная. Исследователи попытались разгадать загадку – для чего же на самом деле требовались эти деньги в краях, где практически не пользовались денежными валютами. Исследователи сороковых годов почти догадались, что деньги требовались для торговли с Востоком (такими странами, как Япония или Китай), но тогда это предположение показалось слишком фантастичным.

Сейчас уже стало ясно, что считать монеты только лишь денежными средствами не совсем верно, ведь в них содержится серебро, соответственно, в этом случае монеты могут идти наравне с иными товарами, которые предназначались для обмена. К ним можно причислить топоры, бусы, котлы и прочие изделия. Большая часть серебра, как оказалось, поступала из Китая. И это подтверждается различными документами, составляющимися при торговле. Кроме того, в них было отмечено, что в 1611 году в Сургут из Китая была привезена серебряная утварь, предназначавшаяся для торговли. Также Китай поставлял серебряные слитки и в Монголию, начиная с 1613 года. В наше время в Якутии выставлено на продажу месторождение серебра, специалистами месторождение по объему запасов оценено как среднее. Многие компании подали заявки на принятие участия в торгах.

Современные обереги в Якутии

Исследования показывают, что большинство якутов верят в силу оберегов и многие их держат дома. Правда, многие из них ушли в прошлое. Чаще всего встречаются:

  • посуда и домашняя утварь с орнаментом;
  • вышивка на национальной одежде;
  • рисунки животных;
  • лапы медведя;
  • драгоценные изделия.

Последний вид оберега особенно интересен. Мотивы остаются прежними: лира, женская фигура, растительный орнамент. Но ювелирные изделия стали утончёнными, ажурными и не такими массивными. На смену серебру приходит золото и драгоценные камни.

Специалисты предупреждают, что на рынке много китайских подделок под изделия якутов. Они дешевле, но не несут духовной ценности и обережного значения. Через несколько поколений они потеряют красоту и ценность. Лучше отдавать предпочтение традиционным якутским мастерам, которые знакомы с историей, культурой и традициями народа.

Об уважении к благородному металлу

Основной материал для украшений, использовавшийся в Якутии – серебро. Также применяли медь, но она не была так популярна, а золото и вовсе было не в чести. Последний метал презирали, считая, что он слишком похож на медь или томпак. В самых лучших и достойных старинных украшениях присутствует 50 % благородного металла, но в основном серебро якутов содержит 50,78 % меди, 34,26 % серебра, 15,05 % цинка.

А вот уважение к серебряным вещам у данной национальности сложилось за счет ведения торговых дел с Китаем, который платил серебряными слитками, являвшимися великолепной основой для создания собственных украшений из столь редкого материала в Якутии. Подобную денежную систему использовали с 16 по 17 века. Но уже в 19 веке начали завозить как листовое серебро, считавшееся польским, так и серебряные монеты. Помимо металлов снабжали народ всевозможными тканями и материалами, которые можно было использовать женщинам для рукоделия.

Якуты же были первыми, кто доставил серебро в северную часть Сибири. Надо отметить, что они, помимо металла, принесли с собой на север культуру предков, ранее там не известную. Они принесли такие жизненно важные источники, как коневодство и молочное животноводство, а также гончарное ремесло и кузнечное дело.

Считается, что самым уважаемым ремесленным делом у якутов было кузнечное дело. Кузнецам приписывали еще большую власть, чем шаманам, ведь первые умели подчинять себе металлы и создавать серебряные вещи, которые так почитались у якутов. Поэтому не стоит удивляться, что во всех поселениях можно было найти следы кузнечной и литейной промышленности. Особенно много их по таким рекам, как Ботоме и Лютенге, в долине Лены.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]