Якутские мужские и женские обереги Харысхал: значение, виды узоров


У каждого народа имеются магические предметы, задачей которых является как защита владельца от злых духов, порчи, зависти, сглаза, так и привлечение везения, достатка и здоровья. Примером могут послужить якутские обереги. Якуты чтят традиции, сохраняют и передают их своим детям. Харыскал (якутские талисманы) являются неотъемлемой частью культуры. Обрядовые орнаменты можно увидеть на одежде, головных уборах и предметах быта, а также как отдельные амулеты.

Немного из истории орнамента

Данный вид искусства имеет долгую историю, уходящую своими корнями в далекие времена. Однако из-за определенной путаницы в общем понятии народного орнамента, искусство рукоделия Якутии долгое время оставалось незаметным. Его не выделяли как отдельный вид народного творчества, напрасно приобщая к народному орнаменту в целом. И, конечно, никто не пытался его изучить и расшифровать. Впервые значение якутского орнамента попыталась выяснить народный якутский живописец М. М. Носов.

Художник одним из первых обобщил и выделил несколько классификаций данного рисунка. Согласно его наблюдениям, используемый материал можно разделять по ряду признаков. К примеру, он выделил определенную хронологическую последовательность.

В исследуемых образцах присутствовали орнаменты, характерные для доисторической эпохи (древние якутские орнаменты), элементы религиозного характера, изображения общественного значения (экипажи, упряжь). Рисунки присутствовали не только на нательных украшениях, но и предметах быта, посуде, мебели.

Более того, якутский орнамент, присутствующий на исследуемых предметах, наносился совершенно разными способами. Например, это была ковка по металлу, чеканка, гравировка, вышивка и т. д.

Путь к истокам через знакомство с орнаментом якутского узора

Якутия — родина для многих. Но для того, чтобы полюбить её ещё больше, надо узнать историю и культуру, традиции и особенности жизни местного населения. Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет свое будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь все дальше уходят от нас традиции, духовные и культурные ценности наших предков, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды. Орнамент является изобразительным искусством народа.

Цель моей работы: познакомиться с особенностями национальных орнаментов народа Саха через ковроткачество.

В ходе работы решались следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме проекта
  2. Найти элементы якутского узора в повседневной жизни
  3. Создать предметы повседневной жизни в технике «ковровая вышивка» с использованием якутских узоров.

Гипотеза

Если знать хотя бы часть якутских узоров, то можно научиться лучше понимать традиции наших предков, уважительно и бережно относиться к ним.

Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ информации по теме с использованием различных литературных источников.

В этом учебном году у нас в расписании появился предмет «ковроткачество». Вначале было не понятно, что это за предмет и чему можно научиться. На все наши вопросы ответила Ирина Алексеевна и стала знакомить нас с новым видом деятельности, созданием полезных вещей в быту, выполненных в технике «ковровая вышивка». Искусство ковроделия ценилось всегда. Особую ценность представляли ковры, сделанные вручную. Для своих первых небольших изделий мы стали подбирать узоры. Сначала это были простые, не сложные орнаменты, потом я узнала, что существует много видов якутских орнаментов.

Мне стало интересно: Какие же это узоры? Где якуты используют их? И, что знают об этом мои сверстники? В анкетировании приняло участие 20 человек. Результаты опроса меня удивили. Из 20 человек на вопросы: «Умеете ли вы «читать» якутский орнамент»?, «Знаете ли, что означают в орнаменте: круг, ромб, сердечки»?

«Да» ответили 2, «Нет» — 18. Немного лучше ответили на вопрос: «Знаете ли вы, где человек использует якутские узоры»? — «Да» ответили 5, «Нет» — 15. На вопрос «Какие предметы, вещи с якутским орнаментом есть у вас дома?», ребята назвали: чорон, посуду, унты, коврик, одежда, украшения. А вот вспомнить и зарисовать по памяти любой якутский узор никто не смог. Такие результаты анкетирования ещё больше убедили меня, что со своим проектом я обязательно выступлю перед своими одноклассниками.


Изучив литературу по теме проекта, яузнала, что слово «орнамент» происходит от латинского слова ornare — украшать. Ornamentum — украшение в виде узора.

Выводы: Якутский орнамент не только украшает, но ещё имеет, по убеждению народа, магическую силу. Это и оберег, и охотничья магия… Осваивая технику ковроткачества, я узнала о таких видах якутских орнаментов, как геометрические и растительные виды. К ним относятся: линейный орнамент, орнамент в виде трав, орнамент в виде косых линий — ветер, орнамент в виде нёба — ёлочка, ломаные линии в виде урасы, орнамент в виде сети, орнамент в виде ягоды малины.

Якуты использовали и до сих пор используют узоры для украшения одежды, посуды, бытовых изделий, жилища, украшений. Меня, как девочку, больше интересует якутская одежда, которая всегда нарядна, даже повседневная одежда украшена простым несложным узором, а к украшению праздничной одежды мастерицы относятся с особым старанием. У них есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия от изделий других северных народов.

Якутские орнаменты не только красивы, но и обладают определенной магической защитой.

Каждый цвет имеет свое значение. Например, черный символизирует землю, зеленый — растительный мир, красный — тепло, солнце, голубой — простор, легкость. Орнамент, который выкладывается из ромбиков, называется ромбовидный, из треугольников — зубчатовидный, из полуовалов — ногтевидный. Еще бывают орнаменты сердцевидные, копьевидные, пальцеобразные, «елочка».

Я узнала, что составить узор можно из одного вида орнамента или чередуя два — три вида.

В рамках проекта я изучала способы создания орнаментов и проявляла творческие способности.

Работая над проектом я узнала, что наш район готовиться к проведению «Ысыаха Олонхо» в 2021 году и к нам приедут гости со всех уголков республики. Считаю, что небольшие сувениры, выполненные в технике «ковровая вышивка», будут хорошими памятными подарками.

Литература:

  1. Авраменкова, О.И, Душацкая, Г. Я. Хобби — ковроткачество/И. О. Авраменкова, — М.: Проспект, 2006. — 48 с.
  2. Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.;
  3. Современное узорное ткачество. Н. С. Королева, Л. А. Кожевникова, издательство «Лёгкая индустрия», Москва, 1970
  4. Энциклопедия «Шитьё и рукоделие». Научное издание «Большая Российская энциклопедия»,Москва, 1999
  5. Научно-методический журнал «Школа и производство», № 4–2002,№ 7–2005
  6. [email protected]
  7. www.intel.ru/education

Как классифицировали орнамент другие ученые и этнографы?

После публикаций Носова якутскими национальными узорами и орнаментом заинтересовались другие исследователи и этнографы. Они также исследовали эти рисунки и предлагали свои версии возможной их классификации. Так, немецкий этнограф У. Йохансен предлагал выделить два основных направления в якутском искусстве: спиральный и геометрический.

Другой исследователь и археолог А. И. Гоголев попытался разделить искусство согласно существующим этапам этнической якутской истории. По его мнению, в орнаменте присутствовали элементы народного фольклора, этнографии, живописи, археологии и истории. При этом он активно сравнивал рисунки народов Якутии с орнаментами других народов. В итоге ему удалось выявить интересную закономерность.

Оказывается, якутский орнамент имеет несколько общих черт с рисунками иных тюркоязычных народов. Однако в нем нет мотива меандра, как у монгольского народа. Также отличается используемый материал и способ нанесения узора.

Якутские украшения: Мифы и традиции

Украшения всегда были неотъемлемой частью женского костюма, якутские женщины — не исключение. Эта традиция дожила до сегодняшних дней — серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы. О том, как правильно носить якутские украшения ЯСИА побеседовало со старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Саввиновым.

В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро – чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация социального статуса владелицы.

Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения – начельник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр), наручные украшения – широкие браслеты (бɵ5ɵх) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограммов!

«В быту украшения носили редко. Как правило, при этом соблюдалась возрастная дифференциация: в основном их носили молодые женщины и невесты. Женщины постарше носили минимум украшений — серьги, кольца, с появлением христианства – нательные кресты. Полный набор украшений надевали редко, в основном по особо торжественным случаям, например, на свадьбу. Кроме того, в старину украшения надевались поверх шубы, так как они были литыми и очень тяжелыми. Традиция носить их поверх платьев появилась значительно позже, когда стали делать более легкие кованые украшения», — рассказывает Анатолий Саввинов.

Головной убор

Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.

«В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы. Поэтому они всегда носили тонкий чепчик или платок. Бастынгу носили под шапкой – джабака, а металлический круг, который сегодня помещают в центр обруча, крепили к навершию шапки», — говорит он.

Нагрудные украшения

Обязательной частью женского убора был нагрудно-наспинный комплект украшений – илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья-халадай, зимой – поверх шубы.

Убор указывал на социальный статус и материальное положение женщины, чем выше было это положение, тем богаче были украшения. Первый ряд илин кэбиhэр состоит, как правило, из трех элементов – цепочек. Есть мнение, что они символизируют три части человеческой души. Затем следует плоская трапециевидная пластина, к которой крепятся длинные цепочки с подвесками. У замужних женщин в центре илин-кэбиhэр помещался круглый элемент кун, символизирующий солнце.


Вторая часть украшения – кэлин кэбиhэр — носится на спине, она уравновешивала тяжелую переднюю часть, и не давала шее женщины устать. Сегодня, когда украшения стали легче, эта часть убора часто опускается. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.

Серьги

Серьги — ытар5а носили с древности. Но сегодня самое большое распространение получили серьги с подвесками. Они состоят из двух частей: верхней части — иэмэх, которую продевают в ухо, и подвески – тугэх, которая крепится к иэмэх. Известны также серьги чоху, они изготавливались в виде изогнутой овальной металлической пластины и носились без подвесок.

Подвески имели разнообразный вид и, как и элементы бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, несли информацию о статусе и материальном положении их владелицы. Самые роскошные подвески носили богатые женщины. Представительницы бедных сословий довольствовались более скромными вариантами. Традиционным видом подвесок были елочки, расширяющиеся к низу.


Как говорит Анатолий Саввинов, такие серьги получили распространение в 19 веке, когда началось активное развитие торговли.

«Самые древние серьги — с подвесками из бусин, этот тип считается самым ранним. В 19 веке получили распространение крупные серьги с подвесками. По технике встречаются как литые, так и кованые. Чоху – более поздний вид серег, скорее всего, они заимствованы у других народов. Вообще с развитием торговли, появлением текстиля в якутском наряде появилось много заимствований, в том числе халадай и мужской кафтан», — говорит он.

Сегодня классическим вариантом якутских серег приятно считать серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы, птицу, женскую фигуру. Женщины детородного возраста носили подвески с свободно закрепленным внутри элементом в виде небольшой капельки, некоторые источники утверждают, что он символизировал младенца в утробе матери. Состарившись, женщина могла передать подвески своим дочерям или внучкам, верхняя же часть — иэмэх — оставалась с ней до конца жизни. Впрочем, по мнению Саввинова, это не более чем фантазия современных стилистов.

«Да, есть мнение, что серьги обозначали количество детей, женскую фигуру. Но это неправда, современная выдумка. В имеющихся архивных и археологических материалах никаких упоминаний об этом нет. То же самое могу сказать об орнаментах. Но то, что серьги и другие украшения передавали по наследству, – это правда. В пожилом возрасте их, как правило, не носили, считалось неприличным обильно наряжать себя», — рассказывает ученый, добавляя, что сегодня в якутских музеях очень трудно найти аутентичные национальные украшения. Связано это с тем, что, когда в конце 19 – начале 20 веков в России начался музейный бум, в районы Якутии приезжали многочисленные экспедиции собирателей древностей, которые увозили находки с собой.

«Сейчас их находки хранятся в основном в центральных музеях и за рубежом — там можно увидеть настоящие якутские украшения. В наших музеях хранится очень небольшая часть», — говорит он.

Браслеты и кольца

Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.


Традиции и современность

Конечно, сегодня национальные украшения частично утратили свое сакральное значение – выбирая для себя серьги или кольцо, люди руководствуются не смысловой нагрузкой, которую оно несет, а исключительно своим вкусом и предпочтениями.

В дополнение к украшениям традиционных форм ювелиры создают все новые и новые варианты: сегодня в витринах магазинов можно увидеть серебряные серьги и подвески в форме конского чепрака, якутского хомуса, цветка сарданы, чорона, оленей, стерхов. Если даже среди этого разнообразия вы не найдете того, что хотели, можете нарисовать свой эскиз и мастера-ювелиры изготовят украшения в соответствии с вашими пожеланиями.


Наш собеседник скептически отнесся к современным веяниям. По его мнению, подбирая убор, необходимо руководствоваться определенными правилами. В частности, украшения должны быть выполнены в соответствии с традиционными канонами. Не приветствует он и увлечение большим количеством украшений.

«Хорошо, что сегодня культура возрождается, стали носить традиционные серебряные украшения. Но к их выбору нужно относиться очень продуманно. Мне не нравятся металлические бастынга – его в традиции не было. Не самый удачный вариант — кольца во всю длину пальца – откуда они появились, не знаю. Наверное, это веяние времени, но нужно быть осторожным с такими украшениями», — говорит он.

Изменились за это время и традиции ювелирного искусства – для изготовления украшений в национальном стиле ювелиры начали активно использовать золото, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность. Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит, и по цене они доступнее. Также ювелиры стали использовать в своих работах драгоценные и полудрагоценные камни и, конечно, бриллианты – даже серебряные украшения с такими вставками смотрятся очень эффектно.

Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом. Те, кто не могут позволить себе купить полный комплект нагрудных украшений, могут ограничиться только илин кэбиhэр. И все же, несмотря на довольно высокую цену (4-5-килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч), многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.

Классификация орнамента по традиционному принципу

Встречались этнографы, которые классифицировали якутский орнамент по традиционному принципу. В ходе исследования они выделяли две группы рисунка: растительного и геометрического вида. Со временем в данную классификацию добавили зооморфную (с изображением представителей животного мира), антропоморфную (с рисунками человека), орнитоморфную (с символами птиц).

Однако многие этнографы считают, что сами тематические узоры часто трудно читаются. Особенно это актуально для людей, кто сталкивается со значением якутского орнамента впервые. Кроме того, часто изображение животных тесно переплетается с растительным или геометрическим орнаментом, что сильно ухудшает общее восприятие о рисунке. Это еще больше запутывает и усложняет интерпретацию такого узора.

Присутствие в орнаменте следов животных

В орнаментальных картинах народов Якутии часто используются рисунки, имитирующие следы животного. Например, на некоторых предметах интерьера можно встретить следы лося, медведя, мыши, утки и других представителей животного мира. Многие исследователи предполагают, что данное изображение напрямую связано с народными поверьями так называемой охотничьей магии. Именно для нее характерно почитание следов животных.

Какие виды якутских орнаментов бывают?

Существует много различных интерпретаций и классификаций видов орнаментов народа Якутии. Однако среди многочисленных версий выделяют геометрический вид рисунка. Как правило, в нем присутствуют различные геометрические фигуры, расставленные в определенной последовательности. При этом такие мотивы могут быть простыми и сложными. К простым можно отнести умелое сочетание линий. Они могут быть длинными, короткими, одинарными и двойными.

Такие виды якутского орнамента используются при резьбе по дереву, в процессе гравировки и вышивки бисером. Примечательно, что для нанесения таких линий используется самый разнообразный материал. Например, дерево, сукно, береста, серебро, кость.

Прямые линии выполняют роль как основного, так и переходного узора. Они плавно соединяют один или несколько элементов с разным рисунком.

Символы и орнаменты

С целью защитить владельца от злых духов, наносилась вышивка на одежду в уязвимые области тела, которыми могут воспользоваться нечисть:

  • рукава;
  • воротник;
  • пояс;
  • низ одеяния;
  • спина.

Наиболее часто для этих целей используют растительные узоры, которые олицетворяют развитие и плодородие. Прежде чем нанести узоры, обязательно нужно знать их значение:

  • Орнамент всегда должен подниматься, но не опускаться.
  • Росток растения интерпретируется как начало жизни, то есть появление детей.
  • Бутоны вышиваются для подростков.
  • Распустившиеся цветы — молодых людей.
  • Лировидный узор нельзя наносить на предметы и одежду девочек или женщин преклонного возраста.

Но также Харысхал выполнялся в форме:

  • Рыбы — благополучие и достаток.
  • Дерева жизни — духовная и созидательная энергетика народа.
  • Аиста — оберег женского счастья. Символизирует верность, продолжение рода.
  • Лировидная форма — плодородие и развитие.
  • Очертания листьев берёзы — чистота.
  • Лошадь или олень — движение вперёд, возрождение, постоянное обновление в природе.
  • Геометрические фигуры, которые означали природные стихии. Так, круг символизировал солнце, а знаки внутри интерпретировались как связь с внешним миром.

Согласно обычаям мужское одеяние украшалось пятью ромбами, соединённых в один. Это было знаком безукоризненности, а также слияния пяти стихий: огня, дерева, воды, воздуха и металла. В середине ромба вышивался круг, который означал женское начало. Такой сложный орнамент символизирует то, что между мужчиной и женщиной имеется нераздельная связь.

Можно в том числе встретить мотив с тремя делениями, напоминающий символ инь-янь. Он обозначает три души: мать, землю, воздух.

Применение в народном творчестве зигзагов

Отлично смотрятся в узорах и так называемые зигзаги. Эти элементы несложно обнаружить на ювелирных изделиях, деревянных и металлических предметах быта, в оформлении интерьера. Например, при помощи зигзагов украшают декоративные дверные проемы и перегородки, называемые хапахчы. Они же принимают активное участие при маскировке швов и стыков, возникающих в процессе создания орнамента.

Данные элементы используются при создании оберега под названием харысхал. Якутские орнаменты в данном случае будет нести не только эстетическую красоту, но и определенную магическую защиту. Считается, что такой оберег способен защитить детей и вашу семью от негативного влияния потусторонних сил. Он приносит удачу и спасает от дурного глаза, несчастья и невезения.

Виды талисманов у якутов

Якуты называют свои защитные символы харысхал. Это слово буквально означает «тот, кто защищает». В каждой семье имелся свой харысхал. Якутские амулеты, талисманы и обереги отличаются очень большим разнообразием. С их помощью можно защитить на только членов семьи, на дом и скотину.

Практически все талисманы, которые используют якуты, относятся к природным. Этот народ очень почитает силы природы, уважает ее. Все, что люди находят во время охоты или собирательства, используют в качестве защиты. Самые распространенные якутские амулеты:

  • части добытых животных — клыки и когти, часто встречались обереги в виде шкур;
  • камни необычной формы или цвета;
  • деревянные фигурки;
  • амулеты из драгоценных металлов — серебра или золота.

Узоры для оберегов

Женщины часто создавали обереги дома, вышивая на ткани бисером или нитями. По преданиям, все, что женщина сделала своими руками, считалось оберегом для дома. Это касалось и вышивки. Все предметы, обладающие магическими свойствами, могли отражать негатив, защищать семью от порчи и сглаза.

Несколько слов о других геометрических мотивах

В рисунках якутского народа часто встречаются несложные элементы, например, круги, прямоугольники и квадраты. С их помощью ремесленники и мастера создают красивые пояса. Помимо круга в орнаменте встречается изображение точек. По словам экспертов, этот элементы народные умельцы позаимствовали от ремесленников Древнего Египта. Оттуда же пошла и интерпретация данного тандема (круга и точек), связанная с божественностью и солнцем. Круг также считается прекрасным оберегом и символом огненной мощи.

Наиболее часто круги с точками можно увидеть на самых разнообразных изделиях из дерева, кожи, слоновой кости, серебра, глины, бересты. Круги разных диаметров присутствуют на элементах и деталях одежды: головных уборах, верхней одежде, поясах, халатах.

Лик природы — муза для якутских мастеров-ювелиров

Что такое муза для мастера? Это лицо, пробуждающее творческое вдохновение. А для якутских ювелиров-мастеров — это прекрасный лик природы.

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место. Как и у других народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.

Изучение женских украшений приводит к выводу, что, кроме утилитарного значения, они были обязательными в качестве оберега и являлись символами богатства, отличительными знаками рода.

Украшения — неотъемлемая часть женского образа во все времена.

Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати килограмм)!

В комплект входили: ушные, накосные, шейно-нагрудные, поясные, наручные украшения.

И в настоящее время талантливые мастера-ювелиры Якутии продолжают радовать и удивлять безупречным мастерством, основываясь на многовековых традициях и шагая в ногу с мировыми трендами.

В отличие от былых времен, побаловать себя ювелирными украшениями теперь может каждая. Для взыскательного вкуса современной модницы теперь в цене аутентичные украшения, а не только драгоценный металл! Рассмотрим современные модели украшений и значения оригинальных узоров.

Якутские украшения богато декорируются разнообразным лировидным орнаментом, в котором прочитываются изгибы женского тела, лепестки сардааны, ветви деревьев, соцветие подснежника. В причудливых узорах может воплотиться и гордый красавец олень и божественные птицы стерхи.

Дух природы отчетливо присутствует в работах якутских мастеров и носит глубокий сакральный смысл:

Лировидный орнамент — это растительный орнамент, который символизируют плодородие (этот узор интерпретируют еще как символическое изображение коровы) и развитие.

Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а девочке чуть постарше — орнамент в виде бутона. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, и, наконец, цветок.

Вдохновляющий своей красотой и огненной раскраской абрис цветка Сардаана (лилия даурская). По легендам Саха, когда распускается ярко-огненная лилия Сардаана в начале мая, богиня Иэйиэхсит спускается на землю и приносит с собой лето. Иэйиэхсит покровительствовала счастливцам, наполняла их жизнь здоровьем и благами. А возвращаясь на небо, эта богиня передавала верховным богам просьбы тех, кому она особо покровительствовала.

Особенно ценное значение для женщин имеют украшения с танцующими стерхами, которые призваны оберегать женское счастье. Такие украшения приносят гармонию, долголетие, мудрость. Вам известно, что стерхи — однолюбы, и показывают нам пример верности и преданности?

Гордый красавец олень. Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни.

Лошадь – символ жизни, оптимизма, разнообразия чувств и вечного движения. Лошадь несет в себе ветер перемен и силу.

Древо жизни — священное дерево. Весной рядом со священными деревьями проводились обряды, посвященные духу-хозяйке земли: дерево украшали лентами и кропили кумысом, при этом просили духа-хозяйку местности, а также других добрых божеств языческого пантеона о ниспослании богатства и благополучия.

Орел в якутской мифологии считается сыном небесного божества, главой всех птиц. Считали, что орёл принёс людям огонь, и почитали его как хозяина огня. Когда орёл весной прилетал в Якутию — зима отступала.

Рыбы — знак богатства и благополучия!

Серьги с шелестящими подвесками – резными березовыми листочками не только прекрасны сами по себе, в них еще скрыты благопожелания жизни новобрачных.

Подснежики — символ весны и пробуждения после долгой зимы.

Снежинки, морозные узоры, северное сияние — лейтмотив и бесконечный источник вдохновения сибирского мастера.

Также в орнаментах присутствуют множество тотемных узоров из геометрических фигур — ромбы, кресты, квадраты, волны, спирали и тому подобное. Слияние геометрических и растительных узоров способствовало развитию разнообразия произведений ювелирного искусства.

Актуальный образ в стиле бохо-шик можно считать завершенным, стоит только добавить аутентичные якутские украшения.

Не сомневайтесь, это не только модно и оригинально, но и послужит вам оберегом!

Почему фигура человека не реалистична?

Помимо геометрических изображений, на этническом орнаменте народа Якутии иногда присутствуют образы или фигуры человека. Однако они далеки от изображения реальных людей. Причина такой схематичности напрямую связана с верой якутов в духов. Такие предрассудки слегка тормозили развитие и модернизацию фигуры человека.

Позднее она стала более четкой и изящной. Орнаменты с человеческими фигурами нашли распространение на изделиях их текстиля, дерева, кости. Их также изображали на передней части седла, где сидели преимущественно женщины.

Еще позже фигуры людей (в виде играющего на бубне шамана) изображали на чашах для кумыса. Очертания явной женской фигуры можно увидеть в якутской вышивке. Такая фигура обозначала плодородие, женское начало и являлась оберегом семейного очага.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Дюймовочка13

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Якутские амулеты: значение орнаментов

Народ Якутии насчитывает почти полмиллиона человек. Они проживают на территории Республики Саха, в Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском крае. Этот народ и сейчас чтит традиции, сохраняет их и передаёт потомкам. Большую часть культуры занимают талисманы: детали национального костюма, шапки, украшения, предметы быта. О значении якутских амулетов и их видах и пойдёт речь.

Какие они, якутские амулеты

Якуты близки к природе, они живут в гармонии с ней, подчиняются её законам, с трепетом и уважением относятся к мощи стихии. Почти все талисманы, которые используют якуты, сделаны из натуральных материалов. К ним относятся:

  • кости, клыки, когти и шкуры животных;
  • серебряные украшения;
  • деревянные миниатюры бытовых предметов;
  • камни;
  • вышитые бисером или нитью орнаменты.

Магические предметы защищали от сглаза, порчи, духов, от влияния стихии, сохраняли здоровье, привлекали удачу.

Орнаменты наносятся на якутскую одежду для защиты от злых сил, поэтому вышивкой украшают наиболее слабые места, через которые могут проникнуть духи: подол, рукава, ворот, пояс, позвоночник.

Основные мотивы – растительные, подходят всем, символизируют развитие и плодородие. При выборе узора необходимо учитывать особенности:

  • лировидный орнамент не подходит девочкам и бабушкам;
  • росток растения для маленьких детей, бутон для юношей и девушек постарше, распустившиеся цветы для старших;
  • орнамент должен был стремиться вверх, а не вниз.

Одежду мужчин традиционно украшали пять ромбов, объединённых в один. Это символ совершенства, соединение пяти элементов: воды, воздуха, дерева, огня, металла. В центре ромба круг – женское начало, поскольку мужчина неотделим от женщины.

Ещё один традиционный мотив напоминает инь-янь, но с тремя делениями. Он символизирует три души: матери, земли, воздуха.

На места расположения основных чакр надевались металлические изделия или подшивались обереги. Это солнечное сплетение, лоб, бёдра, пояс, область сердца. Например, с изнанки, напротив сердца подшивалась мордочка мелкого зверька. На шапках в центре лба помещалась металлическая пластина.


Талисманы изначально делались из любого металла, этим занимались кузнецы. Они почитались наравне с шаманами. Богатые роды имели своего личного мастера.

Позже их стали делать исключительно из серебра, золото не использовалось. Серебро обладает очистительной силой и отгоняет духов.

Особо выделяются свадебный убор, ведь невеста – продолжательница рода, от неё зависит благополучие семьи и здоровье детей. Каждая деталь имела значение. Большинство из них отгоняли недобрых духов и сглаз, другая сторона была направлена на укрепление детородной функции.

Свадебный костюм состоит из таких фрагментов:

  • головной убор;
  • серёжки;
  • нагрудный гарнитур;
  • наспинный гарнитур;
  • браслеты.

Вес убранства мог достигать десятков килограмм. Приданое готовили с самого рождения дочери, изготовляя в год одну деталь костюма. К совершеннолетию скапливался полный убор.


Повседневные изделия были скромнее. К основным видам относятся:

  • Серёжки. Их начинали носить с пяти лет. Форма серёжек напоминала фигуру девушки, а детали были посланием окружающим, сообщающим о статусе их обладательницы. Например, девушки носили плоские цельные фигурки. Дырка в центре сообщала о замужнем статусе. Серёжки в виде лиры с подвескам надевали многодетные женщины. Стареющая женщина снимает подвески и передаёт внучке в знак продолжения рода.
  • Браслеты. Кроме обережной функции имеют практическую. Браслетами застёгивают рукава одежды, не пуская холод.
  • Пояс. Не давал духам проникнуть к телу, поэтому неподпоясаными могли ходить только шаманы. Взрослые богато расшивали пояса орнаментами, а дети подпоясывались верёвкой.

Мужчины, женщины и дети применяли разные талисманы, поскольку отличались их социальные функции.


Амулеты для детей

Защищать ребёнка принято ещё до рождения. Особо опасен момент появления на свет, когда злые духи могут навредить младенцу и маме, поэтому роды сопровождали многочисленные талисманы, сохраняющие жизнь младенцу, облегчающие страдания матери.

Покровительница плодородия, защищающая роженицу – Айыысыт. Её символизировала шкурка зайца. Через глазницы продевались нитки бисера, а в уши вдевались серьги. Во время родов шкурку щедро умасливали.

Над постелью роженицы для уменьшения боли и для благополучного исхода вешали серьги, удила, кнут. Берёзовой палкой вокруг постели обводили круг, поскольку в берёзе находится дух хозяйки местности, за такую черту не один представитель потустороннего мира не сможет заступить.

После того, как младенец родился, в палку, за которую держалась женщина, втыкали нож, если появился на свет мальчик или ножницы, если девочка.

Младенец в первый год жизни ещё не может сам противостоять злу, поэтому за ним охотятся пожиратели душ абаасыта. Их отгоняли, привязывая на борта кроватки нож в ножнах, огниво, топорик, медвежью лапу, череп соболя.

На одеяло пришивали кольца, пластины из металла и другие звенящие предметы. Ребёнку, который начинал ползать и ходить на спину привязывали колокольчик. Звоном он очищал помещение от дурной энергетики, отпугивал духов и сообщал маме где находится малыш.

Для хорошего сна в уголок подушки вшивали заячью лапку.

С младенчества и до конца жизни человек хранил сумку из кожи тайменя «Ого кута». В ней хранились 10 узелочков из пуповины и волосы. Это сосредоточие жизненной силы.

Подросшим детям надевали серьги, подвески, металлические бляхи с рисунками и бусинами. Традиционный амулет для мальчика – лук и стрелы. Это сосредоточие мужского начала, моральных и физических качеств будущего мужчины.

Женские талисманы

Они направлены на сохранение здоровья, укрепление семьи, развитие интуиции.

Для облегчения грудного вскармливания используется гладкий камень с дыркой в виде воронки в центре. Через него было принято сцеживать молоко.

Девушка, отправляющаяся в путь, своими руками делала амулет из шерсти медведя, напоминающий кисточку – моонньох. Его вешали на шею лошади, чтобы расчищать путь от духов.

Девушка навыданье делала кнут из ивовых веток, украшая его фигурками из кости и серебра. На кончик прута вешался колокольчик. После рождения малыша кнут вешался над колыбелью.

На шапки надевалась серебряная бляшка – туосахта, символизирующая солнце. Одно из её значений – защита от оспы.

В качестве украшений девушки носили серьги, кольца и браслеты. При ходьбе убранство должно позвякивать, чтобы зло не приближалось.

Кроме шапки, обережный головной убор бастынга – обруч. Бляхи на нём прикрывали уязвимые части: лоб и виски.

Мужские амулеты

Мужчины почти не носили украшений. В качестве талисманов использовались вышивка и части животных: головы, лапы, когти, зубы, кости. Считалось, что качества убитого животного переходят к убившему его охотнику. Кроме этого якуты избирали себе тотемное животное. Они ассоциировали себя с ним, перенимая свойства, и находились под защитой.

Животные талисманы помогали выслеживать и убивать добычу на охоте, оставаясь неуязвимым. Мех волка или медведя считался оберегом от сглаза и болезней.

Ещё один животный амулет – ожерелье из носов. В этой части тела у животного находилась душа, поэтому якуты собирали в связки носы мелких животных: соболей, песцов, лисиц для привлечения удачи.

Для удачной охоты использовался талисман из шкуры, рога и челюсти оленя. Этот свёрток вместилище духа покровителя зверей и охоты.

Самый сильный талисман – камень сата. Его находили в местах удара молнии, а ещё он зарождался сам собой внутри лошади, быка, медведя, собаки или волка. Узнают его по внешнему виду. Сата напоминает уменьшенную человеческую голову, где различимы глаза, нос, рот, уши. Этот камень живой. Чтобы камень не умер, его не должна касаться девушка, не должен смотреть чужой человек и камень не должен оставаться нагим. Оберег принято было хранить завёрнутым в шерсть породившего его животного вдали от дома. С помощью сата якуты изменяли погоду или во время путешествия привязывали к лошади, чтобы та не потела, и её не донимали оводы.

Современные обереги в Якутии

Исследования показывают, что большинство якутов верят в силу оберегов и многие их держат дома. Правда, многие из них ушли в прошлое. Чаще всего встречаются:

  • посуда и домашняя утварь с орнаментом;
  • вышивка на национальной одежде;
  • рисунки животных;
  • лапы медведя;
  • драгоценные изделия.

Последний вид оберега особенно интересен. Мотивы остаются прежними: лира, женская фигура, растительный орнамент. Но ювелирные изделия стали утончёнными, ажурными и не такими массивными. На смену серебру приходит золото и драгоценные камни.

Специалисты предупреждают, что на рынке много китайских подделок под изделия якутов. Они дешевле, но не несут духовной ценности и обережного значения. Через несколько поколений они потеряют красоту и ценность. Лучше отдавать предпочтение традиционным якутским мастерам, которые знакомы с историей, культурой и традициями народа.


https://proamuleti.ru/oberegi-jakutskie.html

Мифические мотивы в искусстве

Среди самых известных мифических персонажей, плавно перекочевавших из Греции в Якутию, стал кентавр. Его фигуру можно было видеть на разных металлических украшениях, посуде, предметах декора, вазах. Но, по мнению экспертов, этот элемент не слишком прижился. Поэтому и использовался не слишком часто.

Совсем иначе дело обстоит с изображением реальных и мифических птиц. Они символизируют свободу, радость, устранение всяческих преград и границ. Самым востребованным рисунком считается, конечно же, орел. Он считается покровителем охотников и своеобразным мужским талисманом.

Второй по популярности птичкой, которую включали в свой орнамент якутские мастера, является ворон. Это тотем силы, мудрости и выносливости. Лебедь – считался символом невинности, чистоты. Он приносил в дом счастье.

Изображения растений в рисунках

Цветочный и растительный орнамент также стали неотъемлемой частью народного творчества Якутии. В различных вариациях можно встретить красивый вьющийся стебель, напоминающий вьюн или дикий плющ. От этого стебля могут отходить стебли, листочки, бутоны и цветы. Такие растительные мотивы несложно заметить на серебряных изделиях, посуде, поясах, головных уборах, седлах, обуви.

Среди разновидностей растительного орнамента реально встретить мотивы фруктов, ягод и трав. В рисунках также встречаются деревья с большой и раскидистой кроной.

Ряды, столбцы и повторения

В народном творчестве встречаются не только одинокие композиции с изображением точечных мотивов. Обычно рисунки тесно переплетаются между собой. Создание гармоничной завершенности орнамента удается достигать при помощи повторений рисунков, грамотного распределения их на ряды и столбцы. И, конечно, такие узоры выглядят завершенными. Они зрелищные и сразу же бросаются в глаза своей безупречностью.

Как видим, орнамент является занимательным видом искусства, лекции о котором можно включить в учебный план среднеобразовательной школы и ктп. Якутские народные орнаменты из металла, дерева и глины интересны не только взрослым, но и детям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]