История появления
Когда и как появились первые куклы обереги никто точно не знает. Ученые сходятся во мнении, что изначально обрядовая роль этого предмета была первостепенна. Период детства быстро заканчивался, девочки рано вступали во взрослую жизнь. Играть было некогда.
С развитием цивилизации кукла постепенно становилась средством развлечения, обучения, воспитания, не утрачивая при этом сакрального смысла. Обереги изготавливались по образу и подобию человека, но с дополнениями в виде сакраментальных символов.
Так, например, у фигурки отсутствовали лицо, руки, ноги. Зачем в доме лишние «глаза», думали древние славяне. И ноги ни к чему — вдруг сбежит?.. Голова заведомо делалась круглой, как вечное солнце, туловище олицетворяло связь с загробным миром.
Предки, можно сказать, очеловечивали искусственное создание. Игрушка в руках мастера оживала, становилась дорогим членом семьи. Кукла оберегала родных, а они, в свою очередь, защищали ее.
Немного истории
История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.
По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.
Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.
Славянские куклы-обереги и их значение
Древние люди необъяснимые явления воспринимали как сверхъестественные. Заболел ребенок? Следовательно, пришлый гость сглазил. Нет мира в семье — злые духи промышляют. Случился неурожай — плохо задобрили богов. И так далее. Мир славян населяли темные и светлые силы, между которыми человеку, по представлениям предков, приходилось постоянно балансировать.
Обереговые фигурки существовали на все случаи жизни. По назначению условно их разделяют на 7 категорий:
- защитные (от болезни, порчи);
- для исполнения желаний (куклу одаривали чем-нибудь);
- охранительные (для благополучия семьи, в дороге);
- символьные (символ связи матери и ребенка, любви молодожен);
- праздничные, торжественные, обрядовые (к дню Ивана Купалы, празднику Евдокии-Плющихе, на вербное воскресенье, например);
- житейские (фигурка «Девка-бабка» как намек на то, что в доме живет будущая невеста);
- помощницы (в хозяйстве, быту).
Представляете, сколько кукол водилось в жилище тогдашнего славянина! Ведь каждая семья хотела обезопасить себя со всех сторон. Игрушку самостоятельно девочке разрешалось мастерить в 11-13 лет. Это был своеобразный тест.
По тому, как справилась дочка, оценивали готовность стать женой. Изделия будущих невест свято хранили в сундуках до знаменательной даты, а после передавали по наследству.
Вернуться к оглавлению
Обрядовые куклы
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:
- Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
- Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
- Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
- Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
- Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
- Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
- Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
- Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
- Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).
Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.
Виды кукол на Руси
Все старославянские куколки изготавливались из натуральных материалов — глины, соломы, тряпичных лоскутов, костей и др. Поэтому их останков в земле не находят — быстро разлагаются. Но этнографам все же удалось донести до нас информацию о древнерусском фетише. Итак, в результате исследований стало ясно, что куклы делились на 3 основных вида.
Игровые детские
Куколкой для забавы изначально служила отнюдь не матрешка. Ее придумали позже — в 19 веке. Первые игровые куклы были схожи с обрядовыми. Без лица и других частей тела. Лишь со временем игрушка обрела глазки. Родители с большим трепетом и уважением относились к такой забаве, приучали к этому ребенка.
По тому как обращается дитё с куклой взрослые судили о благополучии будущей семьи. Если девочка усердно играет — жизнь пройдет в достатке, если неряшливо — беды не избежать. |
Детские игрушки несли важную воспитательную функцию. Так, «Убоженка» (нарочито бедно одетая куколка) развивала сострадание, «Птичка» (имитировала малыша в пеленках) — готовила к заботе о младенцах, «Зайчик» (одевался на палец) — приучал не бояться оставаться дома одному.
Причем, кукольными фигурками баловались не только малыши, но и взрослые девушки. Они брали многочисленные поделки на дружеские посиделки, на работу в поле. Сравнивали между собой, хвастались на ярмарках.
Обрядовые куклы на Руси
Обряд — неотъемлемый ритуал в жизни древнего общества. На успешные результаты культового действа — плодородия, оздоровления, избавления от бед — возлагали большие надежды. За обретение счастья не жалели ничего. Даже людей. Страшно подумать, а ведь тогда считалось нормальным принести на заклание богам живого человека. Невинные души спасли именно куклы!
Сначала это было обычное полено, наряженное в платок, платье. Потом придумали другие чучела — Русалку, Морено, Покосницу и т.п. До наших дней дожила любимая всеми Масленница, в честь которой каждый год устраивают праздничный пожар.
Обережные куклы
Как уже говорилось выше, оберегающих от зла тотемных кукол у славян было множество. Каждая из них имела свое причудливое название — Монтанка, Пеленашка, Макошь, Травница, Десятиручка, Колокольчик, Денежница и др. Среди этого защитного полка почетное место занимал ловкий, хитрый старичок-домовой, популярный и сегодня. Он хранил покой в доме, следил за порядком.
Благосклонность лукавого старца подкупали вкусными угощениями, игрушками. По мифологии он считался праотцом рода, поэтому разгневать домовенка сильно боялись.
А знаете ли вы, что в каждом доме есть свой магический хозяин? И если его никто из жильцов не видел или не замечал проказов, значит он счастлив в этой семье. А еще говорят, домовята любят лошадей. |
Чтобы задобрить шаловливца надо соблюдать чистоту в жилище, сохранять добрые отношения между родственниками. Иначе, домовой будет мстить — ронять предметы, стучать, шуметь и даже душить по ночам.
Вернуться к оглавлению
Игровые детские куклы
Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:
- Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
- Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
- Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
- Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
- Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.
Из чего делаются славянские куклы
Из чего мог смастерить поделку древний славянин? Конечно, из подручных материалов. Лоскутов ткани, ниток, дерева (веток), соломы, глины, зерна, даже из хлебного мякиша, сыра. Фигурки старались делать яркими. Часто использовали красный цвет, который, по мнению язычников, обладал мощной энергетической силой защиты.
На платьях вышивались символические узоры:
- Круги, кресты — обозначали солнце.
- Олени, женщины — плодородие.
- Волны — воду.
- Горизонтальные, вертикальные линии — землю, деревья соответственно.
- Ромбы с точками — поле.
Интересно, но мужчины сначала к ремеслу не допускались. Только женщины — хранительницы очага. Но со временем лица мастера мужского пола все же приобщились к искусству. Да оно и понятно. Для того, чтобы выстрогать из дерева фигурку необходима не только творческая фантазия, но и физическая сила.
Куклы-мотанки
Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.
Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.
Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.
При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.
Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:
- юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
- сорочка — триединство мира;
- украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.
Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.
Самые известные куклы-обереги
Здесь представлен обзор и описание более распространенных на Руси кукол-оберегов.
Зольная
Предки с большим почтением относились к огню и оставшейся после него золе. Ее не выбрасывали, а бережно складывали в укромное место. Из трухи делали куклу — символ семейного очага. Золу скатывали в шарик, немного смочив водой, тромбовали.
Затем покрывали белой тканью и перевязывали. Получалась голова. Тело мастерили из намотанной ткани. Одевали хранительницу в народный костюм, а сзади привязывали маленькую куколку, сделанную таким же способом.
Оберег дарили детям на свадьбу. Молодожены с собой как бы забирали частичку дома. Талисман в обычные дни не прятали, а напротив, выставляли напоказ. Он встречал и провожал гостей.
Крупеничка
Название происходит от слова крупа. Куклу во время сбора урожая плотно набивали гречкой или пшеном. Отчего она становилась пухленькой, пузатенькой. Фигура символизировала достаток, благополучие и занимала почетное место в красном углу. В голодное время семья по чуть-чуть съедала оттуда зернышки. В бедных домах Крупеничка была худая, а в зажиточных — толстая.
Травница-Кубышка
Защищала от болезней, злых духов. Фигурку наполняли целебными травами, которые на всю избу источали душистые запахи. Хранили 2 года, а потом делали новую. Необычный вид был у Травницы, не зря прозванной Кубышкой. На пузатом теле сплошные узелки — на руках и груди по две, голова, тело. Итого 6.
«Неваляшку» подвешивали над кроватью больного, младенца или просто давали играть детям. Кстати, Кубышка — находка и для современного человека. Не знаем, как насчет духов, но с помощью Травницы, действительно можно устроить дома настоящую ароматерапию.
Пеленашка
Любимая игрушка у девочек, сильный защитный оберег для младенца. Пеленашка представляла собой куклу, замотанную в пеленки. А знаете ли вы, что пеленание — это не просто укутывание ребенка, а целый обряд. Оказывается, таким образом, предки защищали новорожденных от злых духов.
Малыша, наподобие покойника, плотно заворачивали в пеленки. Язычники считали, что залетит в дом какая-нибудь злыдня, увидит перемотанный кулек, подумает, что неживой и не станет калечить.
Вернуться к оглавлению
Неразлучники
Народная кукла оберег 2 в 1, популярная на свадьбах. Кукольные жених и невеста имели одну общую руку. Талисман олицетворял семейное счастье, крепкую любовь, единение мужского и женского начал.
Очистительница
Исцеляла больного от физического и духовного недуга, но только если человек, нуждающийся в помощи, сам мастерил куклу. Правило было такое — во время работы сосредоточиться на проблеме, мысленно передать отрицательную энергию Очистительнице. Еще одно условие — фигурка должна получится похожей на своего хозяина. После того, как человек выздоравливал, куколку, впитавшую болезнь, сжигали.
Желанница
Берегиня для исполнения желаний. Туловище куколки делалось из скрученной ткани (столбушко). На основу надевалось народное платьице. Девушки, для получения задуманного (к примеру, удачного замужества), украшали Желанницу бусинками, узорами, бантиками и прятали от чужого глаза.
Десятиручка
Эх… Такой амулет и современной хозяйке не помешал бы. У фигурки было 10 рук, каждая из которых символически имела свое предназначение в быту. Десятиручку обычно дарили молодой невесте, для помощи в хозяйственных делах и облегчения женской доли. Куколку мастерили из соломы или лыка.
День-ночь
Это две куколки из белой и синей ткани, связанные между собой одной ниткой. Талисман создавался для охраны жилища. Был распространен в Поволжье, Пензенской и Тамбовской губерниях.
Толстушка
Благоприятствовала беременности женщины и спасению ее от одиночества. Шить оберег самой себе нельзя было. Дело доверяли бабке, сестре, крестнице и т.д. по женской линии. Кукла выполнялась в виде маленького ребенка, в образе подростка, взрослой девушки.
Подорожница
Обережная куколка на удачу в дороге. К рукам ее прикреплялся мешочек с зерном, золой, солью или щепоткой родной земли. Притрагиваться к амулету разрешалось только тому, кто его делает и кому он предназначался.
Птица Радость
Древние славяне обожали весну. Они с нетерпением ждали ее прихода, заманивали, устраивая красочные обряды. Женщины для ритуала готовили специальных кукол с платком на голове в форме птицы, сами наряжались в подобные наряды, выходили в поле и песнями зазывали тепло.
Ведучка, или ведущая в жизнь
Олицетворяла вечную смену поколений, женскую мудрость. Изображалась как женщина, ведущая перед собой ребенка. В переносном смысле образ означал — вести по жизни дитё, который затем займет место матери и тоже станет ведущим.
Вернуться к оглавлению
Куклы Крупеничка и Мужик Богач
Зерновушка, как еще по-другому ее называют. Туловище набивалось рисом, перловкой, гречкой, овсом. Разновидностью Крупенички был мужичок Богач, выполненный таким же методом. Ставили их в паре друг с другом на видном в доме месте для призыва достатка в семью, избавления от долгов. Как правило, мастерили кукол во время урожая. Весной высыпали зерна и засевали их вместе с другими посевными.
Баба Яга
Как это ни странно, старая карга Баба Яга оберегала у славян домашний очаг. Этот мифологический персонаж обладал волшебной силой. С помощью куклы проводили обряд спасения больного ребенка, который напрямую перекликается с эпизодом русских народных сказок. Болеющего малыша клали в раскатанное тесто, заговаривали и отправляли в печь (лоно матери). Там он якобы набирался сил, креп, выздоравливал.
Рябинка
Готовилась из рябиновых палочек, которые по представлению предков отгоняли нечистую силу. Защитный оберег располагали на входе, чтобы ни одна кикимора не проникла в дом.
Благополучница
Это такая универсальная берегиня от бед и на благополучие во всех начинаниях. Ангел-хранитель семьи. Мастерила ее сама хозяйка дома, затем для привлечения удачи передавала своим детям.
Успешница
Из названия понятно предназначение этой фигуры — привлечь успех на сторону какого-либо конкретного дела. Желание Успешнице проговаривалось во время работы над ней.
Одолень-Трава
Обладала сильнейшей обереговой энергетикой. Могла победить тяжелую болезнь, избавить от порчи, очистить духовно и физически. На груди у куклы красовался символ Солнца — солярный знак.
Нить Судьбы
Кукла держит в руках клубок судьбы. Бережет человека в унынии, печали. Приносит удачу, благополучие, очищает голову от мрачных дум, указывает на путь истинный.
Коляда
Святочная, рождественская кукла. Одета празднично, в руках — мешочки с хлебом и солью. Несла в дом счастье и радость. После праздника сжигалась. Аналог такой игрушки на Святки – кукла-коза.
Шестиручка
Или Филипповка. Подобная Десятиручке, только имеет на 4 руки меньше. На поясе весит мешочек с зерном и монетками. Покровительница женщин-рукодельниц.
Купало
Перекликается с праздником — День Ивана Купалы. Символ любви, крепких семейных уз.
Колокольчик
Веселая куколка в трех юбках, олицетворяющих 3 царства — медное, серебряное, золотое. Приносит хорошее настроение, радость.
Вернуться к оглавлению
Спиридон-солнцеворот
Обрядовая кукла, связанная с покровителем ремесел богом Сварогом. Он крутит в руках колесо с 8-ю спицами — приносит желаемые перемены в жизни.
Как сделать обережную куклу из ткани
Различают следующие виды кукол-оберегов: укрепляющие здоровье, достаток, охраняющие от постороннего зла.
Обратите внимание! Создание магической помощницы — процесс творческий, но есть и правила его выполнения, сложившиеся за долгое время.
Первое правило для славянских кукол: их делают без лица, то есть не рисуют глаза, нос, рот. Далёкие предки считали, что через глаза в фигурку способен войти злой дух. А в современной культуре куклы с лицами — частый атрибут фильмов ужасов.
Лицо славянских защитниц семьи делалось из белой ткани — символ чистых помыслов мастерицы. На белом лице иногда рисовали крест. Крест был священным символом на языческой Руси, обозначающий солнце.
Второе правило, выработанное на протяжении истории кукол-оберегов на Руси: при их изготовлении нельзя пользоваться ножницами и иглой. Ткань просто отрывают, а не режут, нитки перегрызают, все части оберега приматываются или привязывают нитками. Поэтому второе название куколок — «рванки». Славяне считали, что резать ткань или нити, протыкать материал иголкой означает лишить будущий амулет энергии.
Третье правило: в ритуале создания магических хранительниц участвуют только женщины. Оберег будет мощнее, если его мастерят не одна, а несколько родственниц.
Четвертое правило: хранительница очага должна приниматься за творение в подходящем состоянии духа — спокойная и отдохнувшая. В процессе женщина думает о человеке, для которого создает мистического хранителя, размышляет, от чего он будет защищать и какие качества усиливать. Кукла, сделанная своими руками для близкого человека, всегда более мощный оберег, нежели купленное изделие.
Ещё одно правило: куколку скручивают на своих коленях, столом лучше не пользоваться. Так достигается наполнение маленькой берегини лишь энергией создательницы. Стол славяне считали местом, где энергии членов семьи смешиваются.
Из имеющейся этнографической информации о куклах-оберегах можно узнать, что материалы для таких поделок должны быть натуральными и некрашеными. Ещё лучше взять лоскут из ношеной одежды членов семьи (если только эта одежда была «счастливой» и не сопровождается неприятными воспоминаниями). Нитки для кукольных оберегов берутся красные.
Набивают тряпичных помощниц зерном или сухими травами. Выбирают травы, ориентируясь на их свойства. Например, молодая жена не может забеременеть — наполняют оберег архилимом. Гладиолус хорош для здоровья, василёк даёт защиту от злых людей, зверобой сохраняет малышей от дурного постороннего влияния.
Если во время работы над оберегом что-то не получалось, ткань падала или рвалась не так, как надо, предки верили, что это проделки тёмных сил. Тогда произносили слова наговора:
Важно! В зависимости от разновидностей оберегов делают нечётное или чётное число мотков и узлов. Для всех кукол действует принцип — наматывать посолонь, по часовой стрелке.
Магическая помощница должна делаться в один присест. Нельзя разрывать процесс сотворения, тем более растягивать его на два-три дня. Нужно найти достаточно времени и создать куколку за один раз.
От изготовления домашних берегинь воздерживаются по большим праздникам. Не стоит приниматься за работу над мистическими символами в пятницу и воскресенье.
Магических куколок можно не только делать из тряпок и лоскутов, но и скручивать из ниток. Такие изделия называются «мотанки» — их умели мастерить даже дети. Сейчас мастер-классы по нитяным куклам проводятся в детских садах.
Малышам предлагают взять два мотка ниток — красный или розовый (для туловища) и белый (будущие волосы). Наматывают розовые нитки на кусок картона, пока не получится маленький моточек. Снимают моток с картона и перевязывают ниткой верхнюю часть — получаются голова и шея.
Белые нитки — волосы — тоже наматывают на картонку, затем снимают с неё моток. Обрезают его с обеих сторон — на концах должны быть свободные нити. Продевают «волосы» в голову, завязывают узел. Потом из волос можно заплести косичку.
Из розовых ниток делают ещё две заготовки — руки. Когда снимают их с картонки, то завязывают с обеих сторон нитками. Затем продевают руки в туловище и опять крепят нитками.
Ноги получаются разделением главного мотка и завязыванием нитками. Если же это женская фигурка, то просто обрезают главный моток — выходит пышная юбка.
На фото видно, как можно украсить куколок лентами, бусами.
Берегини помогают своему владельцу разное количество времени. Одни обереги нужно сжечь или пустить в реку, когда они отслужат определенный срок, другие — передают в семье от матери к дочерям и внучкам.
Прощаться с отслужившим своё маленьким помощником нужно правильно. Сначала фигурку разбирают — только руками, без ножниц и ножей. Затем составляющие сжигают в печи либо на открытом огне, можно выбросить лоскуты в реку (текучую воду). Перед уничтожением нужно поблагодарить берегиню за помощь.
Бывают куколки, работающие в определенный срок. Из Крупенички-Зерновушки, залога сытости всех домашних и благополучия семьи, весной перед посевом достают зерно и пускают его на посадку — до осени, когда вырастет новое зерно, куколка отдыхает.
Правила изготовления кукол-оберегов
Изобретение обережных кукол — дело не простое, хоть для этого и не требуется замысловатых выкроек. Аккуратность, опрятность — это первое. Второе и, пожалуй, самое важное — соблюдение магических нюансов.
Вот каким требованиям стоило соответствовать:
- Тканевый материал брать со старой одежды — она сохраняет энергетику хозяина.
- Не использовать в работе острых предметов — ножниц, иголок, ножей, крючков («жизнь будет колотая»). Славянские куклы не шились, а изготавливались чулочной техникой или способом наматывания (строго по часовой стрелке), скручивания, обвязывания нитками.
- Оберег должен быть без лица, иначе украдет у владельца душу.
- Кукольный промысел любит тишину (мастерили молча), начинать и заканчивать рукоделие надо в хорошем настроении.
- Тотем требовалось изготавливать за один раз, не растягивая процесс.
- В пятницу, воскресенье, праздничные дни — запрещалось мастерить.
- Читать заговоры. Чтобы увеличить силу ритуального предмета, девицы во время работы повторяли заклинательные слова-молитвы и вообще много разговаривали с куклами. Они ведь живые, все слышат и могут.
Тряпичные куклы
Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.
Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.
При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.
Музей народной куклы
Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:
- Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
- Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
- Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
- Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
- Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
- Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).
Куклы из серии «ДеАгостини»
Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая . Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.
Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.
Куклы в русских народных костюмах
Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.
Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.
Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.
При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.