Солнце высоко в небе чистом и голубом. Светит оно ярко и беззаботно, оттого и на душе хорошо, что аж петь хочется. Люд в избах не сидит, кто в полях трудится с самого рассвета, кто в лесу притаился, зверя поджидая, кто на берегу речном рыбачит – все в трудах честных. И работа идёт славно, оттого как, хорошо на душе у каждого. Детки бегают, носятся по деревне, играют в игры свои замысловатые и радуются жизни. А как иначе, ведь солнце ясное любо каждому, от света его душа наполняется счастьем, да любовью. И жить хочется в день такой, и дела праведные совершать. Верят сметные, что это благодать светлого бога Хорса, на них сходит с самих небес. Любят и почитают его славяне, потому, как вместе с ними трудится бог солнечный, покуда мужик поле вспахивает, Хорс вторит ему и Небесную Сваргу вспахивает. Бог труженик он. Ведает Хорс, как тяжело живётся люду смертному, поэтому и тепло он своё людям шлёт, чтобы легче было им в тяготах всяких. И когда солнышко согревает крылечко, да порог, улыбаются люди, потому как знают, что шлёт привет им бог Хорс с самих небес, да в гости к каждому захаживает.
Славянский бог Хорс.
Сведения о данном божестве весьма скудны. Есть много противоречий и неточностей, но в общих чертах бог Хорс – это солярное, то есть
солнечное божество. У читателя может вполне резонно возникнуть вопрос касательно этого утверждения, ведь по меньшей мере ещё известно несколько солнечных божеств: это и Ярило, и Даждьбог, и даже Семаргл. Автор согласен, что здесь весьма запутанная ситуация, и отделить одно божество от другого весьма сложно, потому, что образы и функции этих богов весьма размыты и имеют склонность сливаться друг с другом. В сети весьма распространено следующее объяснение солярности бога Хорса: Ярило – это бог, олицетворяющий весеннее солнце и его живительную силу для всей природы; Даждьбог – это олицетворение силы солнечного света, которая побеждает тьму и освещает весь мир Яви, то есть так называемый “белый свет”; Хорс – это жёлтый солнечный свет, который дарует людям счастье и радость, и который способствует их труду и плодородию земли. Аргументации, как таковой почти нет, но звучит довольно убедительно, если вспомнить о том, что Ярило приходит с весной и вообще олицетворяет собой всё безбашенность и страстность этого времени года, а Даждьбог сражается с тёмными силами и вечно их побеждает. Что же касается бога Семаргла, то он защитник и хранитель небесного солнца. Если говорить проще, то Семаргл своего рода телохранитель для триады солнечных богов – Хорса, Ярило и Даждьбога.
Итак, Хорс – это бог яркого солнца, что дарует людям хорошее расположение духа и призывает к труду. Почитался бог Хорс, как покровитель земледельцев. Древние славяне верили, что всё, что происходило в Явьем мире, находило свой отклик и в небесной обители богов. Если мужчина вспахивал поре, то над ним то же самое делал и бог Хорс, вспахивая бесконечность Небесной Сварги. Бог Хорс, посылал в погожий день людям свой яркий свет, согревал землю и призывал всех к труду. Но только сил бога Хорса не было достаточно, для того, чтобы сделать Матушку Сыру Землю плодородной, потому как солнце не светит без дневного света, а земля должна испить дождевой влаги, чтобы впитать в себя больше солнечного тепла. Поэтому, бог Хорс никогда не представлялся в одиночестве, его неизменными спутниками считались Даждьбог и Стрибог.
В сети, так же можно встретить ещё одно очень любопытное утверждение, согласно которому бог Хорс, являлся не только солнечным божеством, но и тем, кто приносит высший порядок во вселенную. От бога Хорса якобы зависела смена времён года, движение планет и звёзд. Считалось, что он создавал настолько сложный порядок, что чаще он воспринимался, как настоящий хаос. Бог Хорс был способен менять мир и пространство вокруг себя, и эти изменения проявлялись лишь со временем, но были долговечными даже без вмешательства и близости самого божества. Под влияние Хорса в первую очередь попадал мир Прави, и только после Явий мир, которые он изредка посещал. Но даже непрямая власть и влияние Хорса находили отклик в мире людей.
Насколько правдивы все эти утверждения, неизвестно ни автору, ни даже самым почтенным докторам исторических наук. Всё, что нам остаётся – это лишь рассуждать и предполагать.
Темное воплощение бога Солнца Хорса
Хорс — бог солнца, без которого зима была бы темной и еще более холодной и безжизненной. Он дарил свет и тепло в самое сложное для древних славян время, боролся с зимними порождениями темного мира и препятствовал их деяниям. Однако есть у него и темная сторона.
Черный Хорс — это божество из мира Нави. Именно он, по поверьям славян, насылает лютые морозы, губительные метели и прочие погодные катаклизмы, свойственные холодному времени года. Это божество может наслать снежную лавину или заморозить путника, задержавшегося в дороге.
Однако, если верить легендам, светлое воплощение Хорса всегда оказывается сильнее темного. Бог солнечного света всегда побеждает своего темного двойника. К нему обращались, чтобы защититься от Черного Хорса и его деяний, спасти урожай озимых и выжить в холодную зиму.
Бог Хорс – тайна имени.
В имени бога Хорса, наш современное сознание выделит более знакомый ему корень “хор”. В нашей голове тут же заработают шестерёнки и выдадут несколько ассоциаций: хор мальчиков-зайчиков, хоровод и хороший. Вообще разбираться в перипетиях этимологии того, или иного слова весьма увлекательное занятие. Давайте попытаемся проследить связь имени божества с известными нам ныне словами, и вы поразитесь на сколько всё взаимосвязано.
Самой распространённой версией о происхождении имени бога Хорса, является версия, согласно которой древние славяне позаимствовали у древних иранских народов это божество. Ссылаясь на эту версию, можно предположить, что имя бога Хорса имеет родство со среднеавестийским “Hvarə Xšaētəm”, с пехлевийским “Xvaršêt”, персидским “Xuršēt” и осетинским словом “Хур”. Значение всех этих слов неизменно относится к слову “солнце”. Согласно этой теории, древние славяне получили это божество в следствии сарматского (тюркского) влияния. Датировать данный период является непосильной задачей для учёных. Некоторые ссылаются на то, что у славянских и иранских народов были общие предки индоевропейцы и арийцы. Тогда, можно предположить, что древние славяне ничего не заимствовали, и Хорс является одним из самых древних божеств, образ которого нашёл место в язычестве, как иранских, так и славянских народов.
Существует суждение, что имя бога Хорса имеет славянские корни, и произошло оно от слова “хоро”, что значит круг. Отсюда и пошло слово хоровод, то есть танцы в кругу. У этого корня есть и видоизменённые синоним – “коло”, от которого пошли слова колесо, коловрат и так далее. Вообще в славянской мифологии, бытие имеет цикличный, круговой характер: времена года сменяют друг-друга, день и ночь, жизнь и смерть. Таким образом представляли себе древние славяне круговорот вселенной. Если вспомнить суждение о том, что якобы бог Хорс заведовал порядком во вселенной, то эта теория кажется не такой уж безнадёжной. “Хоро”, или “коло” – это священный круг, который запускает в вечное движение всё сущее: и планеты, и звёзды, и время. Если вспомнить, то древние славяне, да и не только они, танцевали вокруг костра, а костёр – это пламя, символ Солнца. Это и очищение, и имитация круговорота бытия.
Давайте разберём сам корень “хоро”, или “хор”. Это соединение двух частиц “Хо” и ” Ръ “, что означает соединение, объединение силы. Это и сосредоточие божественной, созидающей силы, и её воспроизведение. “Хор” – не просто звучание, но и множественное действие, где потоки сил сливаются в единое целое, почти как в хоре, где голоса множества людей сливаются в единое звучание и порождают энергию звука. Сам корень несёт в себе созидающее понятие, если всё на своём месте, нет бреши в единении, то всё хор-ошо. Инверсией этого корня можно считать корень “рох”, от которого происходит слова “рохля”, что означает что-то, что не является единым и подвергается разрушению.
Вы удивитесь, но слово храм содержит в себе корень “хор”. Если расшифровать составляющие части этого слова, то мы получим сочетание трёх частиц – это “Хъ”, “Ра” и “Мъ”. Это место, где происходит сосредоточие и рождение жизни, обитель бога, если хотите. Слово “храм”, или “кром”, у древних славян это наиважнейшее место во всём поселении, ибо это вместилище света, место, где рождается животворящая сила. Здесь есть истинное богатство, именно поэтому со временем дворцы и богато обставленные дома начали называться “хоро-мами”.
От корня “хоро” возникло и слово “хранить”. Это утверждение может кому-то показаться весьма спорным, то на самом деле сначала было слово “хоро-нить”, что значит оберегать, скрывать, то есть скрывать от нежелательного и злого воздействия. Что люди хоро-нили? В первую очередь святыни, разного рода богатства, детей и женщин со стариками, и наконец тела умерших (здесь конечно стоит упомянуть, что тела усопших древние славяне сжигали, но всё же действо это называлось по-хоро-нами, то есть действом сокрытия). Хоронили (в нынешнем варианте “хранили”), то что было наиболее значимым. Делалось всё это, для того, чтобы уберечь от врагов, которые могли осквернить святыни, убить детей (продолжателей рода) и стариков (носителей мудрости рода), осквернить нечестивым семенем лоно женщин (хранительниц рода). У каждого слова в русском языке есть своё сакральное значение и непрерывная связь с верованиями предков.
Пришёл ли бог Хорс к нашим предкам от иранцев, или же это был наш, исконно славянский бог – судить весьма спорно. Время умело замело в веках следы истинного происхождения этого бога, но так, или иначе, у читателя появилась пища для размышлений.
Имя божества
Этимология имени божества уходит корнями в индоарийские и иранские языковые группы. Поскольку бог Хорс пришел вместе с переселенцами, его наречение имеет непривычный для архаичного русского языка слог.
Среди исследований немецкого языковеда Макса Фасмера имя «Хорс» в переводе с арийского обозначало:
- слава;
- блеск;
- величие;
- царское достоинство;
- сияние.
Эти эпитеты не раз применялись к божествам солярного круга, что дает право предполагать верность подобной теории.
Согласно исследований Б. А. Рыбакова славянский бог Хорс имеет древнескифское имя. Однако этот вопрос не лишен определенных трудностей. Советский исследователь и археолог В. В. Седов ограничивает происхождение имени скифо-сарматским (иранским) влиянием на народность антов в период Черняховской культуры ограничивающейся II-IV веками.
Что мы знаем о боге Хорсе?
Бога Хорса почитал сам князь Владимир Святославович, который в 980 году установил кумир этого бога в Киеве, в своём пантеоне, рядом с кумирами Перуна, Даждьбога, Макоши, Стрибога и Семаргла. Данное действие подробно описывается в “Повести временных лет”.
В другом историческом источнике, “Хождение Богородицы по мукам”, упоминается имя бога Хорса наряду с именами Велеса, Перуна и Трояна. О боге Хорсе говорится и в “Беседе трёх Святителей”. В этом историческом трактате, архиепископ Василий Великий, называет славянского бога ангелом молний и Хорсом-жидовином. Сам термин “Хорс-жидовин”, породило много суждений, согласно которому имя и образ божества был перенят от хазарского гарнизона, который был расположен в древнем Киеве. Хазарский Каганат в большинстве исповедовал иудаизм, отсюда и предположение почему Хорса посчитали жидом, то есть иудеем (евреем). В этом же трактате, вместе с жидом Хорсом, ангелом молний был назван и эллин Перун. Не стоит путать с греко-эллинами, просто раньше, в Древней Руси, так называли язычников, а для русских христианских священнослужителей все язычники и их боги, были одним и тем же. В данном трактате, согласно убеждению Вильо Мансикка, под Перуном подразумевался греческий Аполлон, а под Хорсом – Нахор, иудейский персонаж Ветхого Завета.
В “Слове о полку Игорее”, рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.
Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, “О идолах Владимировых”, “Слове некоего Христолюбца”, “Память и похвала Владимиру” и многое другое.
Роль бога Хорса в пантеоне
Согласно собранным данным Б. А. Рыбакова бог Хорс пришел в славянский пантеон с племенами русов. С их приходом это божество стало популярным на землях вдоль берегов Днепра. Славянский бог Хорс входил в пантеон князя Владимира, его кумир был установлен по правую руку от Перуна.
Хорс бог славян был одним из воплощений солнца. Среди трех солярных братьев ему приписывалась роль управителя движения светила. По старшинству первый идет Даждьбог, затем Хорс после него Ярила.
Наши славянские предки верили, что несмотря на власть Чернобога в зимний сезон небесное воинство во главе с Хорсом оберегает мир Яви. В представлениях пращуров он был тружеником и воином защитником.
Бог Хорс и как ему поклонялись.
Почитание и празднования богу Хорсу отмечались между зимним и весенним солнцестоянием. Это приходилось с 22 декабря, до 21 марта. Начало нового года в Древней Руси праздновалось именно 22 декабря. В это время, согласно преданию, рождалось новое, маленькое солнце – Хорс, который в первые дни зимы был слаб, и не имел достаточно сил, чтобы до конца созреть матушку землю. Но с наступлением каждого дня, сила Хорса росла, и злобная и холодная тьма отступала. Таким образом, согласно этой версии, Хорс был богом зимнего солнца. Это весьма спорное утверждение, так как в сети, можно встретить утверждения, якобы Хорс был олицетворением осеннего солнца, а зимнего Коляда.
Согласно некоторым убеждениям, день бога Хорса приходился на летнее солнцестояние. Двадцать второго июня, когда продолжительность дня составляет целых шестнадцать часов, силы солнца находятся в зените, но после день начинает убывать, и это символизирует то, что тьма набирает силу. Фундаментом этих суждений лежит вечное противостояние Скипера-Змея и бога Хорса. Если немного углубиться в историю, то можно обнаружить, что именно 22 июня, Наполеон, начал свою агрессию против России (эта война повлекла за собой перестановку сил во всём мире), и в 1941 году, 22 июня началась Великая Отечественная война. Довольно впечатляющие совпадения, не так ли?! В старину люди боялись приближения самой короткой ночи в году, потому, как иногда сияния бога Хорса было недостаточно, чтобы одолеть зло, и оно одерживало победу. Похоже в упомянутых выше исторических датах, зло одерживало победу. Если верить, данной теории, то в день летнего солнцестояния, когда люди прославляли бога Хорса, с горок к реке спускали горящие колёса, которые олицетворяли солнце. Водили хороводы, и пели песни вокруг костра. В требы богу Хорсу приносились круглые куличики.
Внешний облик
Бог Хорс изображается в виде румяного от мороза, улыбчивого мужчины среднего возраста. Облачён в прохладную, нежного цвета одежду: белую рубаху со штанами и плащ красивого лазурного оттенка.
Хотя солярное божество и отличается позитивным нравом, доброжелательностью, но изредка страдает от приступов грусти. Их причина – энергии Хорса недостаточно, чтобы защитить человечество от зла Чернобога и его слуг, творимого ими холодными зимними вечерами. Но наши пращуры-славяне были уверены в том, что по итогу злые силы обязательно будут побеждены добрыми.
Бог Хорс и его родословная.
Существует по меньшей мере две теории, о происхождении бога Хорса. Согласно первой теории, это божество являлось сыном Великого Рода, и приходилось братом богу Велесу. Вторая теория утверждает, что бог Хорс был рождён в союзе бога Ра и богини Волыни (Владычицы Океанской). Супругой для этого славянского бога, стала Заря-Зарница, богиня утренней зари. Она родила богу Хорсу двоих детей – сына Денницу (в народе поговаривали, что богиня Зарница зачала и понесла сына не от мужа своего, а от Месяца, с коим и бился бог Хорс) и дочь Радуницу. Радуница стала супругой бога зимнего солнца – Коляды, и родила она сына Радегаста, который приходится богу Хорсу внуком.
Сила и влияние
Бог Хорс обладал разносторонними силами. Он не только восходил на небо, ему починялись различные силы природы. Своим велением Хорс бог славян мог утихомирить бурю, превратить метель в мягкий снегопад.
Славянский бог Хорс относится с солярным божествам. Но в его власти были небесные ветра и кучевые тяжелые тучи. Он приносил не только погожие солнечные деньки. Благодаря велению Хорса мягкий снег покрывал озимые, защищая их от вымерзания. Именно поэтому его считали покровителем озимой пшеницы и защитником урожая. Подобное отношение частично причисляло Хорса к пантеону богов плодородия.
Символика бога Хорса.
Символом бога Хорса называют свастику Полосонь, которая представляет собой крест с загнутыми внутрь концами. Движение этого знака
происходит по часовой стрелке и символизирует постоянный круговорот жизни. Полосонь – это в первую очередь солнечное колесо, которое бог Хорс каждый день перекатывает по небу. Этот знак в старину служил мощнейшим оберегом. Свастику Полосонь вышивали на одеждах, наносили на орудия труда, на мебель, на посуду и даже на оружие. Полосонь выжигали, или рисовали на жилищах (обычно над порогом). Данный оберег призван был защищать носителей от пагубного влияния осквернённой среды, от разных болезней и хворей. Оберег Полосонь могли носить, как мужчины, так и женщины. По своей сути, этот оберег сочетал силы обоих начал.
В роли ещё одного символа бога Хорса выступает дерево клён. Оно является символом тёплого семейного очага, любви и взаимоуважения между членами семьи. Обереги изготовленные из клёна, способствовали уравновешиванию вспыльчивого нрава человека. В старину тем, кто находился под действием любовного и дурманящего зелья, под подушку клали листья, или маленькие ветки клёна, дабы успокоить разум человека.
Согласно некоторым утверждениям, у бога Хорса даже была своя руна – Эйваз (Ейвис). Это руна имеет весьма интересное значение. В первую очередь, Эйваз олицетворяет собой те препятствия, которые возникли на жизненном пути человека. Эта руна является сигналом того, что человек должен просить защиты и покровительства у богов. Эйваз – это руна терпения, настырности, понимания и перемен. Нужно помнить, что каждое испытание и преграда – это способ накопить жизненную и духовную мудрость.
Днём бога Хорса принято считать вторник. Его стихией является огонь (кто бы сомневался?!). Местом ночного пристанища богу Хорсу служит остров Радости, но с наступлением зари, бог покидает остров и отправляется странствовать по небосводу. Есть сведения, что бог Хорс мог принимать обличие священной птицы Алконост.
Четыре лика бога солнца у славян
Изображение солнца можно встретить везде. На детских рисунках, предметах быта, постельных принадлежностях, одежде, оберегах.
Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.
Каждый имеет свой характер и конкретный образ:
- зима — Хорс;
- весна — Ярило;
- лето — Даждьбог;
- осень – Сварог.
Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).
Какими приметами наделил народ день летнего солнцестояния
Это время, когда грань между мирами становится очень тонкой и необходимо придерживаться некоторых правил и примет.
- Если в этот день идет дождь, значит высшие силы чем-то недовольны.
- Человек, который родился в такой праздник обладает даром лечить людей лекарствами и травами.
- На восходе Солнца нужно обязательно набрать воды, ей приписывают лечебные свойства.
- В день солнцестояния необходимо положить у порога дома крапиву, тогда все напасти обойдут ваш дом стороной.
- Если муж с женой, взявшись за руки, на Купалу прыгнут через костер, то брак будет крепким и многодетным.
- Девушкам, которые хотят выйти замуж, нужно поводить хороводы у трех костров, тогда желание сбудется, и они найдут себе пару в этом же году.
- И самое главное. В день солнцестояния нужно собрать лекарственные травы, сделать из них букет и повесить на видном месте дома. Так дом минуют все беды и болезни.
Знак солнца в древности
В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.
Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.
Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.
Изображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.
Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.