Вера, Надежда, Любовь: символы христианских добродетелей в работах мастеров-ювелиров 18-19 веков

Символ триединства — изображение трех идентичных или подобных элементов, расположенных на равнозначном расстоянии друг от друга и образующих либо треугольную фигуру, либо круг. Как правило, эти знаки содержат глубокий духовный смысл, и нередко им приписывают чудесные мистические свойства. Они означают и единение трех качеств, явлений, состояний, ипостасей в целостную сущность. Статья представляет описание и фото символа триединства, составляющего треугольник.

Древнее происхождение

Некоторые знаки появились задолго до нашей эры, и точно определить их первоначальное значение теперь практически невозможно. Древнейшим символом триединства стало изображение треугольника, которое можно наблюдать в виде вырезов на кости и рисунков на первой керамике каменного века. Со временем появлялись круги, точки, спирали, другие фигуры, составлявшие окружность или треугольник. Не всегда подобные рисунки имели какое-либо значение, чаще всего они были просто орнаментом. Порой такие изображения отмечали места культов и погребений.

С развитием богатой мифологии и организованной религии древних египтян, шумеров, греков, кельтов, иранских и других народов некоторые знаки стали священными. Они символизировали триады богов или ипостаси одного божества, трех его качеств и проявлений, обозначали мир высший, человеческий, подземный, процесс от рождения до смерти, а также другие представления о мироздании.

В период формирования античной философии, астрономии, геометрии знаки триад обрели дополнительное значение. Целое, состоящее из трех частей, означало человеческие качества, состояния, действия, природные явления, стихии, небесные объекты, временные соотношения, виды искусства, математические функции, другие понятия. Появились визуальные варианты пересекающихся элементов треугольных форм и сочетания их с другими геометрическими фигурами.

Вера, Надежда, Любовь: символы христианских добродетелей в работах мастеров-ювелиров 18-19 веков

Сегодня весь православный мир почитает память святых великомучениц Веры, Надежды, Любви и Софьи.

Пару месяцев назад одна моя покупательница мне высылала фото броши из шкатулки своей прабабушки, которая досталась ей в наследство. Увы, само фото среди многочисленной переписки я не нашла. Но выглядела она приблизительно так:

Девушка предположила, что эта брошь что-то значит, но что именно не знала и спросила у меня.

Три знака, триада Крест — Якорь — Сердце, как утверждают историки, вот уже тысячи лет служат аллегорией для обозначения трех главных христианских добродетелей: веры, надежды и любви. Все вместе они символизируют Святую Троицу.

В Европе довольно часто можно встретить эти обозначения в архитектуре, орнаментах, узорах. Ей пользовались художники. Иногда изображались девы или ангелы, которые держали аллегорические предметы.

Выше на картинке в ряд лежат три открытки 1907 года, они отпечатаны в типографии Лондона.Такие открытки дарились в знак признательности и уважения иногда меценату или человеку, который занимался благотворительностью.

В России эти символы добродетели встречаются редко, как правило, только там , где архитекторами были приглашённые европейцы.

Крест — это символ Веры. Один из древнейших символов человеческой цивилизации. Именно латинский крест или иногда его называют длинный крест (см. фото), традиционно изображается на триаде. Считается, что именно с этого креста был снят Христос. В средние века западные священники помечали таким крестом место в книге, где нужно перекреститься.

Якорь — это символ Надежды. Священный предмет, которому приносили жертвы, поскольку якорь нередко был единственным спасением моряков. Якорь, как символ надежды, отливался ещё на старинных монетах Греции, Сирии, Финикии, Карфагена и Рима.

Значение якоря было заимствовано христианской культурой от римлян, поскольку в искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия.

Ключевым символом христианства якорь стал во времена римских гонений. Первые христиане изображали якорь вместо креста на стенах катакомб, рядом со словом «мир» и рыбами — символом Христа.

Нужно отметить, что настоящий свой вид якорь приобрёл относительно недавно — в 1813 году.

Сердце — это символ Любви. Оно было добавлено в триаду позже всех (конец 17 века), после того, как в католицизме окончательно утвердился культ «Святейшего Сердца Иисуса». Именно этот культ категорически не приняла русская православная церковь ,вот видимо по этой причине и аллегория Крест — Якорь — Сердце, так и не получила широкого распространения в России.

Принято считать, что украшения с символами Крест — Якорь — Сердце вошли в моду в 1830-ых годах и на протяжении многих десятилетий оставались в фаворе. На современном антикварном мировом рынке ещё можно найти украшения в этой тематике, но, как правило, они более позднего периода. Редко можно найти вещицу первой половины 19 века, зачастую это украшения викторианского или эдвардианского периода (1860г. — 1920г.) выпуска.

Выше представлена траурная брошь викторианского периода из гагата.

Сентиментальная брошь с волосами живого или умершего любимого человека (траурная брошь).

На фото выше подвеска украшена пластинами из натурального агата.

Как вы видите, все украшения различаются дизайном и использованными в них материалами.

Они отличаются по мастерству выполнения, красоте и изысканности.

А следовательно, такие украшения носили дамы разные по состоятельности и материальным возможностям, но всем они нравились, и они все были подвержены течению моды.

Ну, и на последок, ещё немного тематичных старинных открыток:

У древнеславянских народов на последний день сентября приходился праздник, который назывался «бабьи именины». Всех женщин в этот день поздравляли с праздником. Бабьи именины праздновали обычно три дня.

В этот день женщинам разрешалось не работать даже по дому, они обязательно должны были поплакать о себе, о своих родных и близких, так что праздник начинался совсем не с веселья, поэтому и получил одно из своих названий — «Бабья выть». В этот день плакать полагалось всем — и тем, кому действительно было о чем печалиться, и тем, у кого жизнь сложилась благополучно.

Шли годы, и постепенно древнеславянские обычаи сплелись в народном сознании с почитанием Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Молодежь в этот день устраивала так называемые «вечерины» — парни и девушки приглядывались друг к другу, а те, между кем уже зажегся огонь любви засылали сватов. Ведь всего через две недели наступает Покров и начинается время свадеб.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Поздравляю всех, вне зависимости от имени, с праздником Бабиьх именин!

Средневековье

Ранние христиане образ Бога графически обозначали треугольником, изображения которого можно видеть в римских катакомбах и погребальных плитах. После Первого Вселенского собора (325 г.), на котором была утверждена формула вероисповедания, церковь адаптировала некоторые из древних знаков в качестве христианской символики. До десятого века не принято было изображение трех ипостасей (ликов) единого Бога, а именно Отца, Сына, Святого Духа в человеческих образах. Потому такие фигуры, как трикветр, стилизованный трилистник, трискелион, простой и образованный из различных элементов треугольник, а также иные знаки стали знаменовать Святую Троицу. Какой-нибудь древний символ триединства превращался в декоративный элемент храмовой архитектуры и богато иллюстрированной библии. Подобные знаки появлялись на фресках и в религиозной живописи, в качестве украшений и защитных амулетов на рыцарских щитах, оружии, доспехах, а также на родовых гербах.

Правила использования и очищения амулета

Носить Триглав рекомендуется на шее. В этой области сконцентрированы все чакры. Соответственно, под действием оберега отмечаются положительные изменения во всем организме, улучшается состояние здоровья.

Кроме того, при использовании амулета нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • не носить изделие одновременно с оберегами, представляющими собой части убитых с целью наживы животных, например, с когтями, клыками или шкурой;
  • недопустимо совмещение талисмана с церковными ладанками, иконками, нательным крестиком;
  • лучше всего носить амулет на изготовленной из серебра цепочке.

Если соблюдать эти несложные правила, Триглав принесет максимальную пользу.

Главное, периодически очищать его от накопившейся негативной энергии.

С этой целью амулет погружают в воду и извлекают спустя пару часов.

Оккультизм XIX века

В середине позапрошлого столетия интерес к philosophia occulta получил широкое распространение по всей Европе и многим областям Северной Америки, став довольно модным явлением в средних и высших кругах общества. С развитием наук и технологий появились разработки, подводящие идеи эзотеризма под научную основу. Было написано множество теоретических трудов, издано немало книг и журналов по различным направлениям оккультизма. Поскольку в эзотерической традиции одним из главных принципов считается подчинение всех сущностей закону триединства, символ триады в «тайных учениях» наделен особой, мистической значимостью. В оккультных изданиях XIX века подобные изображения трактуются с точки зрения их глубокого смысла в эзотерике, а также сакральной роли западных и восточных религиозных систем.

Как активировать амулет

Чтобы амулет начал действовать, его следует активировать. Заряд производится путем использования сил Земли, Огня или Воды. С их помощью в оберег вдыхается жизнь, он становится охранником своего владельца и жилища.

Самый простой способ активации Триглава:

  1. Погрузить изделие в чистую воду.
  2. Выдержать в жидкости около трех часов.
  3. Высушить естественным путем.

После этого символ используется по прямому назначению. Главное, чтобы он зарядился и энергией человека. С этой целью его после активации надевают и не снимают в течение трех суток.

Проведение ритуала нельзя доверять посторонним людям. Все действия нужно выполнять самостоятельно. Если талисман изготовлен из серебра, его следует на ночь положить на подоконник. Тогда оберег зарядит лунный свет.

Деревянные амулеты активируют на природе. Проводят ритуал в хорошем настроении. Выполняют такие действия:

  1. Триглав утром промывают в реке и после этого выкладывают на солнце.
  2. Когда на часах будет ровно 16:00, изделие берут в руку. Женщины – в левую, а мужчины – в правую.
  3. Становятся лицом к северу, делают глубокие вдохи и выдохи. При этом представляют, как лучи солнца проходят сквозь тело. Они входят в макушку, двигаются по направлению к солнечному сплетению и выходят через ладонь, в которой размещен талисман.
  4. Произносится 3 раза фраза «Явь. Славь. Правь».
  5. Рука с оберегом прижимается к сердцу.
  6. Фраза повторяется еще 9 раз.

Треугольник

Издавна фигура соотносилась с огнем, горой, камнем, вершиной, отражала связь мира земного и горнего. Перевернутая вершиной вниз фигура олицетворяла древнейшую Великую Богиню, подательницу небесных вод. В зависимости от положения вершины, изображение означает женское или мужское начало, а две совмещенные фигуры символизируют созидание и творческую силу. Перевернутый треугольник уподоблялся чаше и Святому Граалю, вершиной вверх — сердцу.

Как первейший символ триединства фигура чаще всего отражала небо, землю и между ними человека либо сущность божественную, человеческую, животную. Треугольник также обозначал мир мертвых, живых и высших сфер.

  1. У древних египтян вертикальная сторона треугольника отождествлялась с мужчиной (начало), горизонтальная — с женщиной (середина, хранилище), гипотенуза — с потомством (завершение). В мире богов эти основы продолжения рода представляла триада Озириса, Изиды и Гора. Египтяне считали природой всего сущего и совершенством число три, содержащееся в треугольнике, священное соотношение сторон и гипотенузы которого соответствовало соотношению 3:4:5.
  2. В античных Афинах правильный треугольник был посвящен богине знания и мудрости Афине, а также символизировал космос, созидание, абсолют и считался божественным творением. Тетрактис Пифагора, содержащий десять точек и девять равносторонних треугольников, отождествлялся с Великим Единосущным, содержащим в себе все остальное.
  3. В христианстве фигура символизирует Троицу и в качестве треугольного нимба является атрибутом Бога-Отца. Так называемый щит Святой Троицы в виде перевернутого треугольника нередко является частью витражей готических соборов. В период Возрождения треугольник с божественным всевидящим Оком изображался как знак высшего проведения, а позже стал частью масонской символики. Глаз Бога, изображенный в треугольнике, также является символом Иеговы в иудаизме и присутствует в культовом изобразительном искусстве Древнего Египта.

Существуют иные фигуры, образующие три равные стороны. Период и места их происхождения отличаются, но в христианстве значение символа триединства для этих знаков остается аналогичным — они все отождествляют Святую Троицу.

Stern 18

Знамя Мира

Символика Триединства

в живописи Н.К. Рериха

Картинная галерея

Предлагаем вашему вниманию несколько наиболее известных картин Николая Константиновича Рериха, в которых он использовал Символику Триединства и знак Знамени Мира

Этот древний символ, имеющий охранительное значение, встречается в мировой культуре повсеместно с древнейших времен. Н.К. Рерих видел этот Символ в своих научных экспедициях, писал о нем в своих очерках, изображал его на картинах, театрально-декорационных работах, монументальной живописи, графике.

Информация о картинах

«Знамя Мира. Pax cultura» • Мадонна Орифламма • Зарево • София ПремудростьСокровище мира. Чинтамани • Белый камень. Конь счастья • Знамя Мира Святые камни. Монголия (Шара-Мурен)Заклятие земное

«Знамя Мира. Pax cultura»

1931 г. Бумага на картоне, темпера. 15х23 Частное собрание

Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества.

Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки.

По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как своего рода Красный Крест Культуры.

Происхождение символа теряется в глубокой древности. Ему придавалось сокровенное значение в разные времена и у разных народов. Об этом Н.К. Рерих писал во многих произведениях, в том числе в очерке «Знамя Мира» (1939г.)

Несмотря на древность происхождения, он никогда не использовался как отличительный знак какого-либо верования. Н.К. Рерих назвал его также символом Триединства, понимал сокровенный смысл этого знака и не возражал против различных интерпретаций, если они исходили из понятий синтеза и объединения.

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет Врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре! Так Знамя Мира несет лучшее будущее». Иерархия. §331

«Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем». Иерархия. §334

Н.К. Рерих о пакте Рериха и Знамени Мира (очерки разных лет)

«…Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира, несущее в себе не только идею защиты Культуры, но и эволюционный характер этой Культуры. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, — писала Е.И.Рерих, — покроет весь мир». (…)

15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К.Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого пакта.

«Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!»

«Да будет», — повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции».

Шапошникова Л.В. Пакт Рериха. В основе — красота и знание. Газета «Культура», № 14, 14-20 апреля 2005.

«…Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты «Зарево» и «Знамя Мира. Pax cultura».»

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха. Журнал «Мир Огненный», № 4 (15). 1997. с.78

Мадонна Орифламма

1932. Холст, темпера. 172,5х99,3 Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США.

«Потому так необходимо утверждать в духе начало женское. Ибо знамя великого равновесия мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, у неё отнятое и которое она отдала добровольно…» Мир Огненный III. §241

Н.К. Рерих

Владычица Знамени Мира

Владычица червоннопламенная! Владычица Знамени Мира! К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет знак Мира, Знак сохранения Высших Сокровищ? Кто же кроме Тебя придёт к нам Помочь Знамя поднять, Знак созидания народам? Бурно море и губительны вихри Но Ты Знамя поднимешь И Наполнишь сердце людское Сознанием о священном хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот знак. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений Землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, нужного людям. Если стадо не знает опасности Ведь Ты, пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь. И ветры нагорные всюду Приказ несут Твой: Сохранить, и строить, и складывать Светлое завтра. Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание Твоё исцеляет все раны И Рука Твоя, разве не строит, Легко прикасаясь к созидательным камням творения? Вот мы и просим Тебя поднять Этот знак Триединности Мощной. Знаем мы, что Ты не откажешь, Ибо противно Тебе разрушение и Уничтожение прекрасных начал. Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь Смятения, и потому Ты поднимешь и Сохранишь и Укажешь народам знак Охранения мирных прекрасных сокровищ!Знак Путеводный для каждой творческой Мысли! Знак Утверждения и Света. Помоги, Владычица Знамени Мира!»

(10 апреля 1932. Гималаи.)

Опубликовано: Мир через Культуру. Ежегодник. М. Советский писатель. 1990. с.6

«Отблеск искусства Леонардо несёт на себе «Мадонна Орифламма». Здесь всё, как в ренессансных образах наполнено любованием и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями. Орифламма – алая боевая хоругвь французских королей – призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники ХV века, в частности Жан Фуке».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха Мир Огненный. Журнал № 4 (15). 1997. с.78

Зарево

1931 г.Картон, темпера. 23 x 35,5 Частная коллекция. Нью-Йорк, США.

«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка, около изваяния бельгийского льва, на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своем несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва.

Король Альберт

Имя короля Альберта, весь его творческий подвиг во благо своей страны, его военное геройство, его широкие взгляды и глубокое доброжелательство всегда были для меня драгоценными. Поистине, радостно и в наши смущенные времена иметь перед собой такой ясный облик героя – рыцаря без страха и упрека, блестяще прошедшего всю свою жизнь в неустанных трудах к процветанию народа.

Человечество должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше

время. Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово. Не оставлены и наши времена. Имя короля Альберта останется в ряду этих несомненных героев, так нужных не только своей стране, но для чести и достоинства всего человечества.

Героизм – не самость. Героизм есть истинный альтруизм. В героизме живет и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным написанием, но естественным гербом его славного щита.

И сейчас в пустыне Монгольской тоже является радость иметь возможность записать эти слова. Ведь в каждом добром начертании уже есть нечто зовущее, объединяющее и открывающее сердце. Мы должны быть признательны герою, который подвигом своим помогает нам открывать сердце и дружелюбно посмотреть в глаза соседа».

Рерих Н.К. «Король Альберт». Листы Дневника. I т. МЦР. Бисан-Оазис. 1995. с.486,487

Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками.

Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В этом, считал Николай Константинович, большая заслуга принадлежала просвещённому правителю Бельгии, королю Альберту. (…)

В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, — словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР.

Великий дар. О картине Н.К.Рериха «Зарево». Восход. Журнал. № 4 (144). 2006

София Премудрость

1932 г. Холст, темпера 107,5х153 Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США.

Запечатлен Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии — Премудрости Божией. Пламенны крылья устремленной Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. (…) Благовествует Агни-Йога: первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем Сама Пречистая София — Премудрость…

Н.К. Рерих «Держава Света». О Вечном… М. 1994 г. с.169-170

«…В 1932 году Рерих создает картину «София-Премудрость Божия», где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: «…ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее — огненного цвета, за спиною — два большие огневидные крыла, на голове — золотой кадуцей, в левой — закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы — золотой нимб, над ушами — тороки или «слухи»», кроме того, Флоренский приводит и собственную расшифровку символики ее изображения: «крылья Софии — явное указание на какую-то особенную близость ее к горнему миру. Огненность крыльев и тела — указание на духоносность, на полноту духовности. Венец в виде городской стены — обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому». По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий».

Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила — воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии — диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира — три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово, » Αγιωζ» что значит “свято». Знамя Мира, или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.

Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук. По мысли автора «предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и единения».

В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге «Держава света» в 1931 году было написано: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота».

Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. И рожденное ею слово — это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «…и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как …хозяйство и культура».

В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что «от нея же изыде огонь Божества». Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София».

Маточкин Е.П. «Н.К. Рерих и русский космизм». Часть I

Сокровище мира. Чинтамани

1935-36 г. Холст, темпера 91,8х 116,9Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Москва. Россия

«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает в седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот, в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника будет сиять Сокровище Мира: Норбу Ринпоче-Чинтамани — Чудесный Камень, Мира Спаситель.

Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий Сокровище Мира?»

Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.193,194

«…Снова вокруг костра поднято десять пальцев и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские сердца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень — Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище.

Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам:

«Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс». А другой наш спутник улыбнется:

«Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха».

Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события.

«Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, — этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

Слушатель спрашивает:

«А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»

Рассказчик продолжает:

«Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира — так называется камень».

Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.185

«Картина «Чинтамани» (1935-1936) теснейшим образом связана со сказанием о чудодейственном Камне, способном влиять на жизнь людей. Упоминание об этом Камне встречается в преданиях самых разных народов. На Западе — это Чаша Грааля, на Востоке — священный символ Чинтамани, Сокровище Мира. Но что кроется за этими легендами? Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света — Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землей и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий. На картине Сокровище изображено в седле одинокого белого коня, спускающегося с горной вершины. Если Камень посылается в мир, значит, скоро в истории Земли откроется новая страница…»

Музей имени Н.К.Рериха. Путеводитель. Под общей редакцией Л.В.Шапошниковой. МЦР. Мастер-Банк. М. 2006. с.187,190

Белый камень. Конь счастья

1933 г Холст, темпера, 82,6х105,2 Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США.

Картина «Белый камень. Конь счастья» перекликается с картиной «Сокровище мира. Чинтамани». В ней также на седле коня без всадника изображен Символ Триединства в языках стилизованного пламени в окружении священных символов. Тот же сюжет мы можем увидеть на картине «Конь счастья» (серия «Майтрейя», 1925 г.)

Видели белого коня Святого Егория.

Видели белых коней Флора и Лавра.

Видели белых коней Световита, и на белых конях мчались валькирии. Слышали о коне Исфагана. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гесэр-хана, даже видели удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.

На картинах китайских олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган Мори белый конь — будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нем и Ригден-Джапо, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее с одной стороны, Великий Всадник обращает лица ждущих в сторону другую — туда, куда нужно.

Именно белый конь в сказаниях народа принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть….

Н.К. Рерих «Эрдени Мори». Листы дневника. Том 1, МЦР, М. 1995

«Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине «Белый камень»».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха «Мир Огненный». Журнал №4/15. 1997. с.79

Знамя Мира
1931 г.
Холст, темпера. 57 x 197 Местонахождение неизвестно. Из собрания Ю.Н. Рериха

Сколько бы ни упоминать о восхищении и удивлении перед безымянным творчеством, раскинутым по всему лику земли, всё же каждый раз восхищаешься, видя новые примеры.

Когда на опасных горных перевалах вы находите гигантские изображения на скалах, кем-то трудолюбиво высеченные, каждый раз в вас проникает уважение к такому стихийно образованному творчеству. […]

Вы особенно ясно чувствуете, что такие творения вызваны какой-то глубокой потребностью. Труд, на них положенный, был священным трудом. Кому-то для нас неизвестному требовалось потратить свои силы и время, чтобы в самых неудобных иногда условиях оставить анонимный памятник в назидание каким-то неведомым путникам.

Н.К. Рерих «Безымянное».

Листы дневника. Т. 1/ М.: Международный Центр Рерихов. 1995. С. 417-418.

Святые камни. Монголия

(Шара-Мурен)

1935-1936 гг.Холст, темпера. 46,5 x 78,5 Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия.

Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай), которую Н.К. и Ю.Н. Рерихи посетили летом 1935 года в ходе Манчжурской экспедиции (1934 – 1935 гг.) на пути из провинции Чахар в Суй-юань. В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь, который был резиденцией воплощенного ламы (хубилгана) Чу-чжи-стон ринпоче. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен.

Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны. Как же запомнить то, что не удалось вообще разглядеть. Да и к чему разглядеть, если не удастся осознать и запомнить. (…)

Всякая подлинность лишь докажет, сколько знаков существеннейших рассыпано везде. Только увидеть, только запомнить, только донести. Трудно донести струи благодати. Иногда они впитаются в сердце и тогда вернее всего сохранятся. Также для того, чтобы увидеть и запомнить, необходимо и доброжелательство неискривленное, без всяких самодельных оков. Ужасны построенные темницы, но еще ужаснее темницы домодельные. А между тем везде так много чудесного, так много прекрасного.

Лишь бы усмотреть и запомнить.

Н.К.Рерих. «Везде» Листы дневника т.1. МЦР, М. 1995

«…Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори?

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори».

Рерих Н.К. Эрдени Мори. Врата в будущее. Рига. Угунс. 1936. с.135

«В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э. Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы.

Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы. А. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как «три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха». Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н. Рерих «Святые камни. Монголия» (1935-1936)».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

«Мир Огненный», журнал, № 4 (15). 1997. с.76

Заклятие земное

1907 г.Картон, темпера. 49×63 Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург, Россия.

«…Но среди конкретных, узнаваемы картин прошлого появляются полотна необычные и странные. …На них тоже прошлое. С теми же конкретным деталями, с тем же историческим настроением. Но они как бы выпадают из знакомых нам эпох. В них меньше условности, у них загадочные названия. В них как будто живет не история, а легенды о ней. На полотнах все реально, но что-то стало необычным, призрачным, как в неясном воспоминании.

Над тайными травами гнутся причудливо одетые ведуньи. Пронзительно и мудро смотрят глаза колдунов, в которых светятся безвременье и тайное знание. Фантастические лики и знаки древних заклятий возникают в неверном свете месяца. Заклинают землю заклинают огонь, заклинают воду…»

Шапошникова Л.В. Мастер. МЦР. Мастер-Банк. 1998. с.52,53

«…Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха «Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.76

«Следует отметить поразительный факт, что ещё задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 году Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из «Силоса», Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия — мастера из Мулена (95). Среди староболгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. «Спас Эммануил с Архангелами» (96), а также на иконе XVII в. «Архангел Михаил» (97).

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха «Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.80

Главная → Пакт Рериха и Знамя Мира

Христианские варианты треугольника

В религиозной символике Средневековья появлялось много разновидностей подобных фигур:

  1. Треугольник в сочетании с крестом символизировал смерть на кресте Иисуса за грехи человеческие, воскресение его Богом-Отцом, покаяние христиан и снисхождение Святого Духа.
  2. Три рыбы, составляющие треугольник, означали: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Также они знаменовали Троицу.
  3. Треугольник, содержащий греческие буквы Omicron, Omega и Nu. Эти буквы означают собой слова εγω ειμι ο ων, сказанные Богом Моисею из горящего куста (Исход 3:14), которые переводятся как «Я есть Сущий». Дословно фраза была взята из Септуагинты, древнегреческого перевода Ветхого Завета.
  4. Три фигурки бегущих кроликов создают два треугольника, внутренний и внешний. Символ часто присутствовал как рельефный элемент архитектуры и деревянных деталей. Знак также знаменует Триединого Бога. Такое изображение встречается в настенной живописи древнего Египта и, возможно, тогда символизировало мужчину, женщину, потомство.

Священная Троица

В христианской традиции треугольник — символ Троицы: дух, душа и тело; отец, сын и дух святой. В христианской живописи Бог Отец символически изображается с треугольным нимбом над головой, или же с сиянием в форме двух треугольников, пересекающихся между собой и формирующих знак шестиконечной звезды.

Трикветр

Считается, что этот красивый сбалансированный символ появился изначально в кельтской культуре и обозначал три положения солнца на небе: восход, зенит, закат. Нынешнее название фигуры происходит от двух латинских слов, tri и quetrus, что означает «треугольный». У символа есть еще одно название — тройной кельтский узел. Знак был весьма распространен среди северного европейского населения, и его часто можно увидеть на кельтских крестах. У этих народов символ был связан с богом Мананнаном, у скандинавов — с Тором.

Позднее десятого века знак в качестве орнаментального элемента стал появляться в культуре балтийских славян — варягов. От них изображение попало на земли Руси, где трикветр встречался крайне редко и, скорее всего, оставался просто красивым узором. Если говорить о значении символа триединства у славян, то на Руси подобные изображения практически не использовались. Распространенные формы в русском древнеславянском орнаменте и сакральной символике — это крест, квадрат, круг (Коловрат). Символ Божественного Триединства появился после крещения Руси.

В средневековой Европе трикветр стал христианским символом Троицы, а также популярным элементом архитектуры и художественного декора. В созданной ирландскими монахами великолепно иллюстрированной Келлской книге начала девятого века мотив триквера повторяется многократно. Фигура бывает одинарной, двойной, может сочетаться с внешним и внутренним кругом и треугольником.

Значение татуировки

Тату символизирует то же, что и оберег Триглав. Символ, выбитый на коже, помогает смотреть на жизнь оптимистически, привлекает удачу и успех, защищает от врагов и недоброжелателей.

Смотрится такая татуировка необычно, загадочно и стильно. Правда, перед ее нанесением нужно взвесить все за и против, ведь это не просто красивый рисунок, а магический символ. Стоит подумать, готов ли человек всю жизнь совершать исключительно праведные поступки, сможет ли он устоять перед соблазнами злых сил.

Если точной уверенности нет, то для начала нужно испытать действие символа, нанеся временное тату. Вреда она не нанесет, но при этом удастся прочувствовать силу знака. Если после такой проверки жизнь стала лучше, можно делать настоящую татуировку.

Среди множества славянских символов Триглав заслуживает особого внимания. Он с давних времен использовался для сохранения гармонии и мира. Даже сейчас оберег способен оказать пользу. Для этого лишь нужно активировать его и применять строго по правилам.

Знамя Мира

У символа из трех кругов или точек очень широкая область интерпретаций, во многом аналогичная с равносторонним треугольником. Самым известным вариантом знака стало Знамя Мира, дизайн которого был разработан русским художником, философом и писателем Рерихом Николаем Константиновичем для международного Пакта защиты культурного наследия в 1935 году. Описание и цель применения символа в официальном договоре приводится таким образом:

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)).

О том, насколько знак распространен в религиозной культуре разных народов и что вдохновило художника на идейное и визуальное содержание Знамени Мира, сам Рерих говорит в своих письмах и записях, изданных в двухтомном собрании «Листы дневника»:

Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Именно этот символ — символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева».

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.

Как выглядит


Варианты талисмана Трикветр у разных народов

Если слово Трикверт перевести дословно с латыни, то triquetrum означает «имеющий три угла». Это не классическая фигура с геометрическими пропорциями, поскольку его линии согнуты дугой. Он напоминает три лепестка, переплетенным между собой, или трилистник. На ранних этапах развития христианства амулет украшали рыбки и знак называли «Рыба Иешуа». Позже в изображение вплетают круг, который объединяет триаду в единое целое.

Есть и другой вариант христианского декоративного знака, который символизирует Троицу. У северных народов символ несколько отличается, сохраняя основные линии, которые представлены в разных вариациях. Но к классическим вариантам относится знак кельтов как триединство человеческого: объединение разума, души и тела.

На заметку:

Древние артефакты будоражат сознание современного человека. Он пытается докопаться до истинного смысла знака, скрытого в глубине веков. И сегодня маги придают разный смысл Трикветру.

Трифол

Название фигуры означает трилистник и происходит от латинского trifolium. Этот символ триединства Господа возник приблизительно в десятом веке. Он достиг своей популярности в XIII и XIV веках, когда часто использовался в архитектуре и витражах. Это графическая форма, состоящая из контура трех пересекающихся колец. Термин часто применяется к другим трехкратным символам. Любопытно, что логотип известного концерна Adidas также содержит стилизованный трилистник.

Валкнут

Три взаимосвязанных треугольника получили название от древнескандинавских слов valr (убитые воины) и knut (узел). Знак присутствует на множестве археологических объектов древних германских народов. Составное существительное valknut появилось в современную эпоху, и неизвестно, как символ назывался во время его исторического изображения.

Ученые, давая описание символа триединства валкнута, затрудняются в точной его трактовке. Некоторые связывают знак с богом Одином. Авторитетный специалист по германскому и кельтскому язычеству академик Хильда Эллис Дэвидсон считала, что фигура означала Одина в окружении его атрибутов, двух волков или воронов. Эти животные, как и валкнут, часто изображались на кремационных урнах, найденных на англосаксонских кладбищах Восточной Англии. Так как символ присутствует рядом с изображением Одина на погребальных плитах и подношениях, то большинство специалистов считает, что знак соотносится с религиозными практиками, связанными со смертью.

Изображение применяется в современной народной культуре неоязычества. Как и другие древние символы, в наше время знак валкнут обретает новые интерпретации. Его используют различные политические и коммерческие группы, иногда изображение встречается в современной народной культуре. Поскольку знак происходит из традиций германского язычества, его как символ своего наследия используют некоторые «белые» националистические группы. Несмотря на это, валкнут не был классифицирован немецким правительством как нежелательное изображение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]