Славянские амулеты — как выбрать свой оберег?


Практически все славянские обереги своими руками можно сделать при помощи простых инструментов. Наши предки очень любили ручной труд, а разнообразные магические символы имели большое значение в их жизни. При этом, практически всегда все обереги, талисманы и амулеты делались самостоятельно.

В статье:

  • Делаем славянские обереги самостоятельно — немного теории
  • Обереги славян своими руками — разновидности
  • Как сделать славянский оберег своими руками

Вышивка в былые времена

Народная вышивка — удачный пример использования в быту орнамента. Ранее вышивка была едва ли не единственным способом украсить легкую верхнюю одежду, праздничные рубахи, платки, холщовые белые сарафаны, головные уборы, скатерти, полотенца, занавесы, свадебные подзоры и сделанные своими руками обереги.

По некоторым предположениям наших предков можно сделать вывод, что вышивка украшала в основном те части одежды, через которые к телу человека могли проникнуть нечистые силы. Именно отсюда и основное значение орнамента и вышивки — охранять, оберегать. Подобным защитным узором вышивали подол, манжеты, ворот и разрез горловины. Ткань при этом считали непроницаемой для злых духов, поскольку в процессе изготовления использовались различные защитные орнаменты. Именно таким образом делались обереги древних славян.

Для вышивки оберегов предпочтение отдавали красным ниткам — этому цвету предавалось абсолютно особое значение. Однако использовались и оттенки, например: маковый, кирпичный, смородиновый, алый, вишневый и брусничный.

Старинные вышивки выполнялись счетными швами, где нити ткани считаются для каждого стежка. Рисунок на ткань не переводился, а лишь намечался его размер и место расположения. Наибольшей популярностью и распространением пользовались счетные швы «набор», «роспись» и «счетная гладь».

LiveInternetLiveInternet

Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре. Использование простейших ритуальных знаков (креста и т.п.) широко распространено в практике русского знахарства (Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Полисет,1994; Торэн М.Д. Русская народная медицина 19 — начала 20 вв.; Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина (в кн.: Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. — СПб.: Литера, 1996), а представления о причинах украшения одежды варьируют от учёного «оберег» до простонародного «чтоб голова не болела».


В северных областях России отмечены такие народные названия вышитых женских рубах, как «исцельная», и т.п. Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностями кроя рубахи из цельного (нерезаного) полотна, но и отражает магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей. Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перепекания» больного ребёнка завершались одеванием новой рубахи — как правило, расшитой. Повсеместность убеждённости в целительной силе узоров в конце XIX — начале XX вв. заставляет нас предположить наличие объективного энергоинформационного воздействия орнамента на организм человека, независимо от убеждения и веры последнего в его эффективность.

Наличие такого воздействия подтверждается несложным опытом. Пробы водного раствора светоразлагаемого красителя (метиленовый синий) одинаковой концентрации были поставлены нами на разные по смыслу части прорисовки орнаментальной композиции подола женской pyбахи из Вологды так, чтобы на них равномерно падал яркий солнечный свет. По истечении трёх недель визуально явственно наблюдалась разная степень осветления раствора помещённого на различных частях узора.

Поиски возможного механизма действия народных текстильных узоров геометрического типа заставили нас обратить внимание на так называемое «правило равновеликости фона и узора», которое древние мастера строго соблюдали где-то до рубежа XV—XVI вв., и которое до сих пор сохраняется в техниках браного тканья поясов и ручной вязки одежды на Русском Севере. Состоит оно в следующем: площадь фона («Земли», по терминологии Смоленской области) и узора («Неба») символом должны быть равны. Технологически такое исполнение узора обеспечивалось соответствующей заправкой нитей основы на сволочок (ниту). бёрдышко или кружки (дощечки); техникой браного тканья на кроснах, народной вышивки «в набор»; ручного вязания с началом в 3 петли фона на 3 петли узора. При внимательном рассмотрении таких узоров у наблюдателя возникает эффект объёмного зрения (наблюдение к.т.н., акад МАДЕНМ А.Н. Комиссарова).

Пытаясь понять механизмы возникновения этого эффекта, мы обнаружили закономерности в пропорциональных соотношениях частей узора между собой. Они связаны с правилом равновеликости фона и узора и позволяют объективно сравнивать между собою символы различной формы.

Лучше всего их иллюстрирует древнейшая технология выполнения текстильного орнамента — ручное ткачество. При работе мастера на дощечках, ниту или на появившемся в VIII—IX вв. бёрдышке происходит расслоение узора на верхний и нижний горизонты, из которых в срединном пространстве сплетается орнамент. Он как бы иллюстрирует соединение двух начал в третьем («Неба» и «Земли» в мире людей?). При этом и верхнем и нижнем горизонтах возникает ячеистая структура, а в срединном пространстве — усечённое изображение орнаментальных символом. В рисунке узора технологические плоскости «Земли» и «Неба» выражены последовательностью сменой цветов фона и узора. Линейное расстояние по горизонтали между каждой повторяющейся точкой орнамента, называемое в технологии выполнения узора его раппортом, может быть представлено в виде ряда ритмичных импульсов одной или нескольких продолжительностей типа решётки. Её удобно назвать ритмическим рядом, характеризующимся определённой частотой.

Если представить этот ряд в виде круговых (сферических) импульсов определённой величины (амплитуды), взаиморасположение их центров соотносится между собой по закону Золотого Сечения. Их графическое изображение выглядит спиралью с последовательно и ритмично меняющимся расстоянием между витками, общий диаметр которой определяет энергетическую мощность узора. Участки импульсов, границы которых в результате их ритмического повторения совпадают, и образуют собственно форму орнаментального символа. Таким образом, ритмический ряд и его спиралевидная структура отражают пропорциональные отношения внутри формы символа. Они определяются начертанием символов и не зависят от их величины, толщины и расстояний между ними (при условии соблюдения правила равновеликости фона и узора). Структура ритмического ряда заложена траекторией рисунка и физически воплощена при изготовлении орнаментированного изделия за счёт микроперепадов в расстояниях между уровнями нитей на его поверхности. Таким образом, форма символа только выделяет те или другие участки ритмического ряда, представляющие собой не что иное, как наложенные друг на друга фрагменты границ отдельных колебаний — импульсов, составляющих спираль.

В зависимости от глубины просматриваемого горизонта один и тот же ритмический ряд способен дать различные очертания таких участков и определить тем самым разные формы видимых элементов орнамента. Удвоение, утроение (и т.д.) рядов узора, принятых в технике ткачества и являющихся принципами образования орнамента бордюрного типа, создают сложное ритмическое поле в виде сетки-скелета, из которого можно вычленить почти бесконечное число узоров.

Характеристики ритмического ряда в большинстве являются общими для нескольких видов орнамента, объединённых одним функциональным назначением.

Интересные наблюдения позволяет сделать региональное сопоставление ритмических рядов и типов узоров с местными геоклиматическими условиями.

Так, употребление свастики (ярги, коника) — символа, обладающего оригинальным ритмическим рядом с шестигранной решёткой, приобретает массовый характер в местах, изобилующих озерами, лесными болотами, подземными водяными жилами. Характерным примером является Касимовский уезд Рязанской губернии, где всевозможные виды свастик буквально покрывали народную одежду с головы до пят. Данный регион характеризуется аномальной геодинамикой, а из-за состава земных пород обладает повышенным естественным радиационным фоном. Здесь расположен геологический район, называемый Окско-Цнинским валом. Он характеризуется мощными каменноугольными отложениями и известняками с развитым карстом (подземными пустотами) [Дворов И.М. Природные ресурсы Рязанской области. — М.: Наука, 1965. — С. 41 — 43]. Его территория практически совпадает с ареалом распространения знаменитых свастических понёв, уникальных и характерных только для данного региона.

Орнаменты меандра S-образного типа, похоже, тоже характерны для территорий, в пределах которых известно большое количество геологических аномалий: границы зоны широкого распространения S-образных композиций в народной одежде близки к границам Курской магнитной аномалии. Сказанное справедливо и для Кольского полуострова.

Нам удалось проследить наличие одинаковых фрагментов ритмического поля у узоров, выполненных на различных деталях женской одежды и полотенец в разных местах Калужской области, территориально удалённых друг от друга. Фрагменты задавали специфический ритм, видимо характерный для данного региона и, надо полагать, связанный с геоклиматическими характеристиками относительно больших территорий.

45 % всех известных мне узоров, бытовавших в конце XIX — начале XX вв. на территории Пермской области, содержат характерный ритм 6 — 3 — 6 — 9; абсолютное большинство узоров Архангельского края включает ритм 9 — 3 — 3 — 3 — 9. Последний прослеживается в 13 % случаев и на территории Пермского края. Видимо, эти факты отражают наличие каких-то общих геоморфологических структур. По нашим наблюдениям, каждый регион характеризуется наличием специфической ритмической составляющей в ритмическом поле узоров, характерных для его территории.

Можно предположить, что ритмический ряд узора народной одежды представляет собой колебательный контур, согласующий естественные колебания как электромагнитного поля человека в целом, так и отдельных внутренних органов, с электромагнитным полем Земли (а через него, возможно, и с электромагнитными полями Вселенной в целом). Он образуется совокупностью некоторого количества сферических колебаний, имеющих, как правило, одинаковую амплитуду, но разную частоту и направленность (к человеку и от него). Контуры взаимно гармонизируются, в итоге возникает гармоническое колебание определённой частоты, выраженное узором, а узлы вновь образованной решётки организуются по принципу золотого сечения.

Такая кратность представляет собой своеобразное «сито», пройдя которое электромагнитные колебания определённой частоты изменяют свои характеристики на более гармоничные и благоприятные для человеческого организма.

При выполнении узора традиционными способами точные значения расстояний между узлами «решётки» (центрами колебаний), при общем сохранении пропорциональных соотношений между ними определяются толщиной уточной нити для поясов и тесьмы или толщиной нити основы для браных узоров.

Использование в качестве базовой единицы нити, чья толщина в каждом конкретном случае меняется, роднит принципы выполнения узоров русской народной одежды с канонами и измерительными системами древнерусской архитектуры. Эти системы обеспечивали «соразмерность образующих их параметров какому-то неявному… иррациональному размеру» (Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. — М.: Белые альвы, 1998. — С. 83). В результате исключалось возникновение разрушительных для человеческого организма резонансных явлений и обеспечивалось постоянное воспроизводство благоприятных ри. Так и узоры живут в пульсирующих ритмах по законам золотого сечения, одновременно описывающих и ритмы излучений человека, и ритмы геомагнитных полей.

Фактически ритмические ряды и поля нередко изображали в народном ткачестве и в чистом виде: как круговые поля-решётки на полотенцах и скатертях. Исследователи обычно не могут однозначно истолковать их значение. В народе они известны под названиями «краски», «мороз», «паучок» или «Родная земля» (белорус.).

Иногда такая простейшая вибрационная «решётка» обрамляет края большого узора или пояса, иногда сама является изображаемым объектом. Своё воздействие на организм человека ритмический ряд оказывает в месте изменения точечного наложения, изменяя статическое электромагнитное поле, а также благодаря тому, что края одежды образуют замкнутое кольцо вокруг конечностей, шеи (ворот, рукава) и самого тела (пояс, подол). Вокруг человека возникает замкнутое вихревое пространство, которое, по данным врача-кинезиолога О.В. Деева, способно губительно воздействовать на некоторые виды микрофлоры, враждебные человеку. Видимо, не случайно пояса в народной традиции завязывали не иначе, как обернув вокруг тела 2—3 раза. Кроме общих территориальных ритмов нами выделен ряд специфических ритмических рядов колебаний, предназначенных для размещения в зоне пояса, плеча, головы, подола, обладающих характерными типовыми особенностями.

Такими особенностями в первую очередь обладает «узор молодухи». В его исходном ритме заложены пропорции золотого сечения, а размер (амплитуда) его ритмической спирали, казалось бы, жёстко не задан. Он словно бы пульсирует в числовой последовательности, являясь одновременно и минимальным, и бесконечно большим, и любым целым числом — точкой, промежутком между этими крайностями — как новая жизнь, созревающая в чреве будущей матери. Но всегда эти размеры образуют пропорции золотого сечения. Иногда этот ритм входит в качестве дополнительной вибрационной спирали в центральную часть некоторых орнаментальных композиций, предназначение которых — символическое преумножение уже имеющегося (урожай, достаток и т.д.).

Говоря об «узоре молодухи», невозможно не коснуться темы пренатальной коррекции плода и вероятного регулирования деторождения путём использования текстильного орнамента на понёве. Как известно, классическая русская понёва состояла из трёх сшитых полотнищ, ширина которых определялась технологическими возможностями ткацкого стана и была примерно одинакова по всей России. Количество же «глазков» на каждом полотнище понёвы строго регламентировалось в зависимости от детородных возможностей женщины: 14—12 у молодухи; 10 — у замужней; 8 — у солдатки или вдовы; 6 — у женщины последетородного возраста.

Мы предполагаем, что частота образующихся при этом ритмических рядов воздействовала на женский организм, помогая справляться с проблемами, присущими каждому из этих возрастов.

Ритмическое поле орнаментальных композиций на предметах погребального назначения и тех, что связаны с культом предков вообще, отличается резкой асимметрией величины импульсов в разных частях узора. В них соединяются две—три различные по диаметру ритмические спирали (используются колебания с разными амплитудами). Одновременно все остальные узоры, имеющие такие же соединения, включают в себя спирали с разным ритмом, но одинакового диаметра (колебания с одинаковыми амплитудами).


Ритмические ряды народных узоров построены преимущественно на основе чередования ритмов 3, 6, 9, 15 единиц измерения, соответствующих толщине льняной нити утка. В более сложных и масштабных композициях появляются ритмы 18, 21, 24, 27, иногда 36 единиц. Первые четыре значения (3, 6, 9, 15) соответствуют средним значениям электромагнитных частот головного мозга человека — альфа-, бета-, дельта- и тета-ритму. Большинство остальных имеют аналоги в волновой структуре Солнечной системы и Вселенной. Современная биорезонансная терапия использует индукционную терапию частотами токов мозга, которая характеризуется способностью стимулировать саморегуляцию человеческого организма в результате «обучающего эффекта», возникающего в ходе воздействия индукционных полей на отдельные отделы головного мозга человека [Готовский Ю., Косарева Л. и др. Экзогенная биорезонансная терапия фиксированными частотами. — М.: Имедис, 2001. — С. 33]. Не исключено, что народные орнаментальные композиции обладают сходным воздействием.

Согласно данным исследований специалистов , частота 15 Гц соответствует частоте крупнейшего центра управления человеческого организма, — солнечному сплетению (там же, с. 61), в то время как ритм в 15 единиц характерен для целого ряда народных узоров, употребляющихся при украшении поясов.

Не менее примечательно, что сигналы частот спонтанной биоэлектрической активности здоровых и поражённых заболеванием органов человеческого организма различаются симметрией: для болезни характерны ассиметричные сигналы, что соответствует практике использования народных узоров с описанной выше ассиметричной структурой ритмического поля для украшения изделий, связанных с миром предков и погребальным культом,.

Нами с помощью терапевтического аппарата «ДиаДЭНС» (производство Екатеринбург, Россия)по методу Фолля проведены замеры изменения потенциалов Б АT, отвечающих за состояние определенных меридианов (контрольно-измерительные точки) до и во время контакта с рисунками народного орнамента той области человеческого тела, которая прилегает к органу, связанному с исследуемым меридианом. Для исключения психосоматического воздействия узора, исследования были построены таким образом, что испытуемые не могли видеть тестируемых рисунков.

Измерения показали способность конкретных узоров нормализовывать параметры БАТ отдельных меридианов и, следовательно, благотворно воздействовать на функционирование связанных с ними внутренних органов человека. Так, максимальная разница между показаниями прибора до и в ходе наложения рисунка «крючки (лебеди)» в проекции верхней части лёгких и бронхов составила в одном из случаев сорок единиц — от значения «конечная дегенерация органа» до «нормы». Данную зону человеческого тела в женском народном костюме закрывают части рубахи под названием «полики» и «оплечье», для украшения которых часто использовался именно этот узор.

Повторное наложение на ту же зону изображения вибрационного ряда, характерного для узора «лебеди», вместо самого рисунка узора, дало аналогичный эффект с разницей стимуляции в десять единиц: тридцать вместо сорока, подтвердив решающий фактор ритма ритмического ряда.

Ритмический рисунок узора «лебеди» составляет комбинация ритма из 3 и 9 единиц: три ритма по 3 единицы, один из 9 единиц. В биорезонансной терапии частоты до 4 Гц воздействуют на кровь, лимфу, мускулы и кожу; а частота 9,4 Гц применяется ИМЕДИСом для лечения верхних дыхательных путей. Остаётся только гадать, насколько случайно народное название этого узора «лебеди» — ведь птицы в народном представлении издавна символизировали стихию воздуха, которым дышит человек с помощью тех же лёгких.

Наблюдаемый эффект нормализации параметров БАТ всегда показывал строгое соответствие места узора в орнаментальной композиции народного костюма и области его воздействия на тело человека.

Так, орнаментальные комплексы женских головных уборов состоят из комбинаций ритма 6 и 3 единиц, причём последние многократно повторяются. Данные ритмы соответствуют частотам сна, транса и стимуляции образного мышления головного мозга человека (дельта- и тета-ритмы), а частота 6,3 Гц в практике биорезонансной терапии используется для воздействия на парасимпатическую и центральную нервную систему

Согласно диагностике упомянутого врача-кинезиолога О.В. Деева, данные узоры благотворно сказываются на функционировании головного мозга; а проведённые нами замеры параметров БАТ показывают, что под воздействием рисунка наблюдается эффект нормализации значений на точках гипоталамуса — центра вегетативной регуляции человеческого организма.

Характерно, что воздействие узора на соответствующий ему орган всегда имеет гармонизирующий характер и не зависит от состояния патологического процесса в органе или меридиане (истощение или перевозбуждение): в любом случае наступает нормализация показаний потенциалов БАТ до некоего среднего уровня.

Согласно нашим данным, чётко выделяются группы узоров с характерными ритмическими рядами, управляющие функционированием центральной нервной системы, лёгких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта, а также зоной солнечного сплетения. Ни одного случая отрицательного воздействия народного орнамента на организм испытуемых зафиксировано не было.

На свойства узора оказывает определяющее влияние частота ритмического ряда. Тем не менее, то, на какой именно орган (группу органов) или меридиан будет оказывать положительное воздействие узор, отчасти связано не только с частотными параметрами и ритмом, но и с формой, а может быть, с пропорциями узора.

Так, варианты узора «крючки» имеют одинаковые характеристики ритмического ряда, но гармонизирующим воздействием на дыхательные органы обладает только вариант «Лебеди». Второй же узор связывается с состоянием иммунной системы человека в целом, он оказывает умеренно раздражающее действие на меридиан перикарда. Опять же, жители Русского Севера считают его знаком огня, изображаемым на женской одежде.

Резко стимулирующее, а подчас и раздражающее воздействие на меридианы оказывает и свастика (по крайней мере, вне границ тех геоклиматических зон, в которых она массово бытовала).

Связь между формой народного орнамента, его ритмическим рядом и территорией распространения заслуживает особого внимания, но, к сожалению, данные по характеру изменения деталей узоров в близлежащих областях крайне скудны. Пока удаётся проследить только наличие специфических ритмических составляющих в ритмическом поле народ ного орнамента, имеющихся в пределах, например, бывшей Калужской губернии; но серьёзное толкование такой специфики из-за отсутствия нужной информации пока невозможно.

В ходе эксперимента по замеру потенциалов БАТ по методу Фолля мы столкнулись со следующим показательным фактом: тестируемый текстильный узор, характерный только для территории исторической Скандинавии (подобных исключительно «местных» узоров вообще очень немного) и обладающий необычным оригинальным рядом, никак не проявлял себя по отношению к испытуемым, проживающим в средней полосе России. Единственный зафиксированный факт «активности» этого узора при наложении его в области солнечного сплетения имел место у человека… предок которого — скандинав, перебравшийся в Россию в XVII столетии.

Колебания, составляющие ритмический ряд, имеют полярную направленность, которую можно символически описать как взаимное направление сил Неба и Земли, мужского и женского, Яви и Нави — условных «плюса» и «минуса», воспринимаемых чувствительными людьми. В результате ритмического чередования и наложения друг на друга двух начал должны возникать направления потоков этих сил сложной конфигурации, по-разному сплетающихся и расходящихся; что частично отражает форма узора. Малейшие изменения её внутренних соответствий нарушают ритм ритмического ряда и, следовательно, пространственные конфигурации сил. Не потому ли столь жёстко соблюдалось в народной культуре правило равновеликости фона и узора, обеспечивающее стабильность этого ряда? Можно сказать, что ритм не только задаёт общую форму символа, но и управляет энергетическими потоками простейших разно-полярных энергий, структурирует их взаимодействие.

Итак, ритмический ряд орнамента определяет его внешний облик и частотно-модуляторные характеристики. Внешний образ мы воспринимаем зрительно. Как упоминалось выше, народный текстильный орнамент геометрического типа обладает эффектом объёмного изображения.

В основе стереовосприятия (объёмного зрения) лежит способность зрительной системы с точностью определять положение объекта в пространстве вследствие того, что на сетчатку глаз поступают два разных сигнала об одной точке.

Согласно ряду данных современных исследований в области психологии эта возможность зрения определяется генетическими особенностями биохимического состава и строения клеток головного мозга и нервной системы человека, проводящих нервные импульсы — нейронов, то есть родовым биологическим кодом (ДНК) человека.

Но символы народного орнамента, выполненное с соблюдением правила равновеликости фона и узора, обладают специфическим ритмом, задающим при его зрительном восприятии, определенную ритмическую волну и передающую её по цепи нейронов в различные участки зоны зрительной коры головного мозга. Каждый её участок перерабатывает поступающие разноимпульсные сигналы в определённом порядке, что даёт возможность проявиться разным реакциям в организме. В то же время любая световая волна совершает колебательные движения в определённом диапазоне частот, которые оказывают влияние на клетку, её структуры, а также на геном человека.

В зависимости от диапазона занимаемых частот происходят разные по амплитуде волновые колебания, вступающие в резонанс с отдельными участками ДНК и генетическим кодом данного индивидуума в целом. В структуре ДНК содержится генетически передаваемая (родовая) память, которая обладает конкретной реакцией на определённые типы возбуждения. Если в её структуре заложены близкие параметры информационно-волновых процессов, появится возможность ответа на данный раздражитель, вследствие чего могут активироваться непроявленные гены из генофонда индивидуума. В итоге этого воздействия на родовую генетическую программу «пробудится» древняя генная («родовая») зрительная память. Поэтому при наблюдении такого узора в объёмном изображении для наблюдателя проявляются разные дополнительные символы, облик которых зависит от генетической родовой памяти смотрящего человека (наблюдение А. Н. Комиссарова). От очень древних символов (вплоть до образов употреблявшихся нашими предками во времена каменного века), связанных по смыслу с рассматриваемым узором, у людей сохранивших генетические родовые особенности нервной системы и, как следствие, часто — личностную индивидуальность; до любого случайного набора графических образов у наблюдателя со слабой «родовой памятью», размытыми генетическими характеристиками рода.

При этом ритмическая структура народного орнамента и пропорции ЗС, заложенные в форме отдельных его символов, обладают способностью плавно физически трансформировать генетические характеристики нейронов (а следовательно, и всю ДНК человека) так же, как это делает любой источник волновых колебаний при воздействии на разные структуры коры головного мозга. Подобные исследования были проделаны со звуковой волной и по их результатам сделаны выводы о связи структуры ДНК с ритмичностью волновых колебаний любого генеза [Гаряев; Чиркова, С.107 —113; Кроль]. К тому же в коре головного мозга создаются стойкие нейро-пептидные связи, которые являются ответственными за данный участок информации на всю оставшуюся жизнь, создавая стойкий голографический образ в коре головного мозга. Таким образом, наблюдение народного узора будет гармонично изменять физические особенности человека, проявляя его скрытые качества. Такое изменение подкрепляется тактильным частотно-модуляторным воздействием ритмического ряда орнамента, возникающим при ношении орнаментированной народной одежды

Но народный текстильный орнамент потому и народный, что отражает национальные, родовые, наконец, физические особенности, характерные для коллектива лиц, проживающих в определённых геоклиматических условиях, для обеспечения выживания в которых человеческая особь приобретает определённые же физико-биологические характеристики и психологические стандарты социального поведения. Они и формируют образы (архетипы), определяющие характеристики народного орнамента — как физические ритмико-частотные составляющие, так и их образное и философское осмысление. Следовательно, зрительно наблюдая народные орнаментальные композиции, мы не только постоянно поддерживаем своё психологическое, личностное отождествление с данным родом и нацией, не просто поддерживаем свою родовую память — мы в прямом смысле этого слова, физически трансформируем свои гены (ДНК), поддерживаем свои биологические характеристики представителя родового, возрастного, национального коллектива.

Такое трансформирующее воздействие зрительного восприятия поддерживается и закрепляется тактильным частотно-модуляторным воздействием «украс» народной одежды. Это значит, что, наблюдая в своём окружении изделия, украшенные народным орнаментом, нося народную одежду или одежду с элементами народного декора, мы физически сохраняем свои генетические, национальные, родовые характеристики и стандарты поведения, независимо от того, каков генетический состав нашей крови. Более того, мы обретаем возможность постепенно с течением времени обрести те генетические характеристики, которые были по каким-либо причинам лично нами (нашим родом) в полном объёме утрачены, но изначально присутствовали у нашей нации или коллектива, проживающего компактно в данной местности; и были направлены на решение задачи выживания в ее особенных условиях: от физического состояния (здоровье, возможно внешний облик, физико-биологические особенности и т.д.) до психологических стереотипов и характеристик поведения, а возможно и того высшего начала человека, которое именуют духовностью.

Что, если нарушение принципа равновеликости фона, и узора к 19 веку (имеется в виду появление ритмов соотношения фона и узора 3—5, 5—6, 3—3—1—3—3 и т.п.) не просто отражало процессы разрушения родовой памяти, а было оправдано для изменившихся характеристик ДНК на тот период? Например, чтобы обеспечить резонанс с приобретёнными к тому времени новыми генетическими особенностями для обеспечения процесса сохранения каких-то ключевых генетических характеристик нации.

Возникает закономерный вопрос об источнике такого рода знаний в глубокой древности. В ходе обсуждения с заинтересованными исследователями и практиками родилось несколько равноправных на данный момент версий.

Самым простым и естественным способом получения информации о волновых колебаниях является наблюдение их аналогов в Природе. Это круги, разбегающиеся по воде от упавшего в озеро камня, или воронки, оставшиеся на песке, в который также падает камень. Несколько одновременно упавших или брошенных таким образом камней могли дать общее представление о вибрационных полях и спиралях (предложено к.ф.-м.н. Н.Н. Сперанским).

Не исключено также, что причина — в, вероятно, повсеместно распространённой ранее, а ныне утраченной способности наших предков непосредственно воспринимать (или даже видеть) электромагнитные поля и волновую картину мира. Сегодня похожими способностями обладают мигрирующие птицы и животные, ориентирующиеся в своих странствиях по силовым линиям электромагнитного поля Земли. Первые же орнаментальные композиции, построенные по правилу равновеликости фона и узора на поверхности глиняной посуды (ямочно-гребенчатая керамика и т.п.), восходят самое раннее к эпохе неолита — ковремени, когда человек окончательно сформировался как вид и общественное существо. Кроме того, силовые структуры электромагнитного поля можно непосредственно проследить и на поверхности Земли. Речь идёт о так называемой интерференционной решётке, которая проявляется в виде геобиологических сетей (Хартмана, Курри и т.п.). Осмысление подобных структур, которые в том или ином виде, несомненно, учитывались в повседневной жизни людей прошлого, могло лечь в основу не только орнаментальных композиций, но и календарных систем, имеющих сходную с электромагнитными колебаниями ритмическую структуру и связанную с ними (предложено С.Э. Ермаковым). Не случайно, наверно, в практике народной культуры исключительное значение придавалось связи с Землёй — Матерью-кормилицей.

В поисках источника подобных знаний нами были выполнены прорисовки древней схемы строения Вселенной, приведённой А.Иванченко. В результате были получены две схемы-матрицы, воспроизводящие основные формы символов народного текстильного орнамента и связанные с русским народным земледельческим календарём. Их характеризуют легкость построения, запоминания и воспроизведения; использование принципов ЗС и подобия части целому, аналогичные композиции в орнаменте народного костюма.

Традиция орнаментации народной одежды воплощает механизм коррекции человека и его взаимодействия со всем окружением, и в этом плане можно говорить о существовании коррекционной системы воздействия «Человек — Окружающий мир», в основе действия которой лежат ритмическая структура и пропорции форм символов орнамента, построенные на основе золотого сечения.

Регулярное использование народного текстильного орнамента позволяет способствовать решению многих болезненных проблем современности: улучшить физическое здоровье, развить механизмы адаптации человека к неблагоприятным изменениям обстановки на Земле, физически сохранить этнос в современных условиях и т.д. Изучение и познание закономерностей физического и психологического воздействия народного орнамента на человека позволяет осмысленно управлять ходом его физико-духовного, национального и исторического развития.

Автор Сeвeрянин

В чем суть оберега

Название полностью соответствует сути и призванию любого оберега — защитить, уберечь человека от любых невзгод. Иначе говоря, оберег должен охранять хозяина от болезней, неудач, порчи или сглаза. Помимо прочего, обереги для дома своими руками могут уберечь человека и от любых воздействий на эмоциональную сферу, на душу или психику. Они прекрасно защитят человека от приворотов, тяжелой депрессии, навязывания чужой воли и внушений извне.

Поэтому оберегами становились магические предметы, в течение нескольких столетий доказавших, что могут оберегать и охранять людей от сил, настроенных недружелюбно. Обереги отличаются большим разнообразием — это могут быть браслеты, узоры, стилизованные под символы покровителей рода или древних божеств, бусы, украшения на наличниках, ставнях, окнах, над воротами, крышей или крыльцом дома.

Сегодня навыки предков в повседневной защите практически полностью утрачены. Исчезновение постоянной надежной защиты превращает нас в довольно легкую и беззащитную добычу для нежелательных влияний темных сил, а мы даже не в состоянии это заметить. А ведь этого можно было избежать, сделай мы, например, куклу оберег своими руками. Тогда бы не пришлось так часто обращаться за помощью к докторам, жалуясь на головные боли, общее недомогание, раздражительность, слабость или бессонницу.

Куклу-оберег «Желанницу» всегда носили с собой. Пришив к ней новую ленточку или пуговицу, просили об исполнении желания, при этом загадывали желание шёпотом, ей на ушко.

Кукла-оберег «Десятиручка» помогала успевать по хозяйству, воспитывать детей и пр.

Кукла Берегиня: значение и история

Названия практически всех славянских традиционных мотанок говорят о том, для чего они использовалась. Значение куклы Берегини тоже можно понять по ее имени. Эту куклу-оберег делали, чтобы уберечь семейное гнездо от склок, бед и безденежья.


Берегиня – главная обережная кукла в доме.

Изготавливали Берегинь, как и других тряпичных куколок, только женщины. Мужчинам не разрешали помогать и не давали наблюдать за процессом. Считалось, что присутствие мужской энергии может негативно сказаться на обереге, развеет сплетение женских эмоций и мыслей, вложенных в талисман.

Матери делали тканевых защитниц для новорожденных, чтобы защитить малышей от злых духов. Такой оберег клался в люльку. Мотанка отвлекала внимание темных сил от ребенка, забирая весь негатив на себя и служила ему первой игрушкой.

Когда дети подрастали, женщины передавали им умение мотать Берегиню. Но учили этому только девочек. Достигнув 12 лет, малышки делали свою первую куклу. Если она хорошо получалась, ее прятали в сундучок вместе с остальным приданным.

Нередко этих лялек передавали по наследству. Впитавшая в себя любовь матери, такая кукла становилась мощным оберегом для ее детей и для всех последующих поколений. От этих кукол избавлялись только в самом крайнем случае – когда они совсем уже разваливались от старости.

Как «работают» обереги?

В первую очередь воздействие оберегов напрямую связано с цветом ауры человека. Таким образом, надевая оберег правильного цвета, мы приобретаем возможность безболезненно и быстро убрать энергетические пробои в ауре, которые вполне могут быть опасны для жизни или здоровья.

Осталось понять, какие обереги действительно могут пригодиться. Естественно, что наиболее сильными являются ваши личные обереги, передаваемые по наследству: перстни, кольца, бусы, серьги или любая другая вещь, которая приносит счастье. Обычно подобные предметы чаще передаются по женской линии и намного реже по мужской — в виде пряжки для ремня или ножа. В случае, если в вашей семье такой практики не было, и соответственно подобные обереги для дома не наблюдаются, то вам придется сделать их самостоятельно.

В таком случае рассмотрим самое эффективное и простое средство — обережные вышивки. Лучше всего вышить фигуры, имеющие традиционный охраняющий смысл: силуэт петуха, собаки, сказочной птицы с лицом женщины, коня и цветы. Данные символы живут еще со времен дружественных и оберегающих людей языческих богов. Этот вариант особенно удачен для обережных аппликаций и вышивок на детской одежде, поскольку более удобен для ребенка, чем тяжелые браслеты, кольца или бусы.

Вообще существует такое правило: действительно сильный оберег нельзя купить. Его необходимо найти среди тех вещей, что передавались в вашей семье по наследству.

Тем не менее, это случается довольно редко. Но ведь любой традиции необходим основоположник, не так ли? Так почему бы именно вам самостоятельно не создать оберег, чтобы потом он передавался вашим потомкам, будь то дети, внуки или правнуки?

В какое время можно вышивать

Время вышивки славянских оберегов связано с лунным календарем. В зависимости от того, какой оберег создается, выбирается время для начала работы.

  • Детские амулеты – 2 лунные сутки.
  • Символы Велеса – с 4 по 6 сутки.
  • Макошь, рожаница, свадебник, ладинец и молвинец – десятые сутки растущей Луны.
  • Одолень трава – вышивается только на убывающей Луне.
  • От сглаза и порчи – начинают работу исключительно на 21 сутки лунного календаря.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

Если начать работу в другие дни, вещь все равно будет защитной, но не такой сильной. Даже если в сроке начала вышивки была допущена ошибка, сильно расстраиваться не стоит.

Материалы для вышивки оберега

Хлопок

Для постоянной защиты от порчи и сглаза более подойдет выбор хлопковых нитей.

Лен

Лен несет умиротворение и лучше всего «работает», если использовать древние узоры и символики, к примеру деревья, солнце, птицы и звезды.

Шерсть

Тех, кого зло уже коснулось, хорошо защитит шерсть, так как она способна закрывать пробои в энергетике. Лучше всего выполнять вышивки шерстью в области солнечного сплетения, шеи, низа живота, сердца, иначе говоря, там, где находятся основные чакры людей.

Обычно шерстью вышиваются силуэты тех животных, которые нравятся самому, несколько реже — плоды и деревья. Вышивать шерстяными нитками звезды и птиц не рекомендуется. Зато вполне подойдет солнце, ведь сможет уберечь от тьмы и холода на жизненном пути.

Шелк

Шелк, в свою очередь, прекрасно помогает в различных непростых ситуациях, связанных с работой и карьерой, поскольку сохраняет ясность мышления.

Релевантные товары в Online-магазине:

MBR
PURE PERFECTION 100N HAIR & SCALP BOOSTER Интенсивный уход для питания кожи головы и волос

от 11 400 руб.

GUAM

UPKER Интенсивная терапия против выпадения волос

1 674 руб. 2 790 руб.

Von-U

Ginseng Gold Лосьон для роста волос с экстрактом золотого женьшеня

299 руб.

эксклюзив

Von-U

Ginseng Gold Шампунь для волос с экстрактом золотого женьшеня

299 руб.

эксклюзив бестселлер

Все товары

Ошибки при изготовлении оберегов

Не стоит вышивать несколько обережных узоров различных по назначению и материалу на одной вещи. Предпочтительно для каждой вышивки выбрать из гардероба отдельную вещь, иначе подобный оберег принесет энергетическую сумятицу вместо нужного результата.

Помните, не следует использовать разные по материалу нитки в одном узоре.

Важно учесть, что обережная вышивка обязательно должна быть гладкой, без узлов. Узелки могут оборвать необходимую энергетическую связь вышивки и ее обладателя, затрудняя ровное и правильное течение энергии.

Изготовление магических талисманов

Чтобы изготавливать славянские обереги в домашних условиях, нужно соблюдать некоторые правила. Только в таком случае талисман будет работать именно так, как ожидается.

Многие люди покупают готовые талисманы, объясняя это нехваткой свободного времени. Изготовить оберег для дома несложно: дорогостоящих материалов не потребуется, а времени изготовление займет немного. А если еще привлечь к этому процессу детей, то польза будет двойной: оберег станет по-настоящему семейным. Дети получат бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Правила, которых необходимо придерживаться:

  1. Нельзя приступать к изготовлению амулетов и оберегов в период убывающей луны. Все, чего касаются магические предметы, изготовленные в это время, будет таять и уменьшаться, подобно небесному светилу.
  2. К созданию магических предметов нужно подходить как к особому событию — в хорошем настроении, с желанием.
  3. Символы и места для их расположения нужно подбирать в соответствии с их назначением.
  4. Талисманы в доме должны всегда находиться в чистоте. В противном случае их энергетика может поменяться на негативную.
  5. Купленные амулеты нужно подержать в течение 12 часов там, где они смогут наполниться солнечной энергией. Для придания им магических свойств их окуривают благовониями.

Выбор места расположения обережной вышивки

  1. Круговые — они же традиционные, вышиваются на рукавах, вороте, подоле, поясе.
  2. Все остальные относятся к нетрадиционным и выполняют различные функции защиты:
  • защита малыша от неприятностей — силуэт петуха или коня, вышитый черными или красными нитками; для детей более старшего возраста, например, школьников — фиолетово-синяя гамма, защищающая от умственного переутомления;
  • защита сферы отношений (любовной) — крестовидные и круговые формы узоров, вышитых оранжево-красными нитками;
  • успешное ведение дел в любой области деятельности — золотисто-зеленая или голубая вышивка.

Какие самые сильные обереги для дома

  1. Лики – иконы из цельного материала, созданные для привлечения Покровителей.
  2. Чуры – каменные или деревянные статуэтки для прославления рода.
  3. Панно – вышитое орнаментами, знаками, с артефактами, украшенное подковами.
  4. Амулет – одевают домочадцы и домашние животные. Делается из глины, дерева, ниток.
  5. Вышитые картинки, образы и истории Богов.
  6. Куклы – можно использовать яркое магическое «Божье Око», «Птица счастья» из дерева кедра, ели, пихты.
  7. Флюгер в виде петуха или лошади.
  8. Символы Солнца на ставнях и наличниках.

Виды орнаментов

Возникновение орнамента относится ко времени, когда до появления письменности было еще далеко. Это подтверждено в основном тем, что древний человек, рывший себе землянки, одевавшийся в шкуры убитых животных и согревавшийся у костра, обязательно украшал большинство предметов домашнего обихода различными орнаментами. На орудиях труда и глиняных сосудах людей того времени можно заметить простейшие узоры: волнистые и прямые линии, точки и ромбы.

Довольно трудно читать такие знаки, но ученые старательно разгадывают эти тайны.

Всем известно, что в древние времена человек был охотником. Разумеется, он знал, что основная сила зверей находилась в их бивнях — настоящем оружии в борьбе за жизнь. Сам бивень или его срез изображали в виде ромба. Данный знак содержал в себе могущество и силу. Именно по этой причине древние люди рисовали его на окружающих предметах и собственном теле.

Ромбы, набегающие друг на друга, являлись знаком удачи, плодородия и успешной охоты. Человек просил у Земли, Солнца и Неба удачи и творил нужные заклинания, чтобы его поля были урожайны. Для этого ему приходилось повторять узоры.

Помимо этого:

  • горизонтальные линии символизировали землю;
  • точки между линиями — брошенные в землю зерна;
  • волнистые линии — воду;
  • косые линии — символ дождя, пересекающего дорогу к солнцу.

В древности мастера часто рисовали знаки, символизирующие солнце — солярные знаки. За тысячелетие солнце получило огромное количество вариаций изображения, среди которых есть и различного вида кресты, будь то в круге или без него. Некоторые подобные кресты, очерченные кругом, напоминают изображения колеса, и это не просто так: люди видели, что солнце двигалось по небосводу, как огненное колесо. Небесное светило, а точнее его вечное движение, обозначали свастикой, крючковатым крестом, обозначившим не только солнце, но и пожелание благополучия. Чаще всего можно встретить на северных вышивках рубах, полотенец и в бранном ткачестве.

Старые орнаменты могут поведать нам множество тайн. Разгадывая значения символов, мы понимаем, что этот язык символов передает нам отношение предков к природе. Мастера выводили нужные заклинания в виде орнамента, прося у природы покровительства, защиты и милости, преклоняясь перед ее могуществом. После этого народ с особой тщательностью отбирал и хранил те знаки, которые способствовали изобилию, благу, удаче и хорошему урожаю.

Обереги славян своими руками — разновидности


Как уже говорилось выше, обереги и способы их создания могли радикально различаться. Очень большое значение в славянской культуре , даже после перехода к христианству, играла вышивка. Это было традиционное занятие всех девушек и женщин. При этом, каждый узор имел своё глубокое значение — важна была каждая ниточка, каждый стежок. Существовали отдельные дни, в которые можно было заниматься вышиванием, а свод правил был невероятно большим. Самые простые, например, гласят, что вышивание узоров на мужской одежде должно было происходить по «мужским» дням недели – в понедельник, вторник и четверг, а женской — в среду, пятницу или субботу. В воскресенье, как в важный церковный праздник, вышивать было не принято.

Резьба по дереву занимала не менее важное место в жизни наших предков. Практически все дома и предметы мебели создавались исключительно из дерева. О мастерстве славянских плотников ходили легенды — даже сейчас можно встретить здания, прожившие половину тысячелетия, будучи возведенными без единого гвоздя. При этом, каждый человек стремился украсить своё жилище, однако, практически все орнаменты несли ещё и определённое обережное значение. Так, дверные косяки всегда облагораживались защитными символами, чтобы отвадить воров от дома.

Украшение славян 9-11 век.

Кузнечное и ювелирное дело у наших предков практически не разделялись. Даже деревенские кузнецы умели изготавливать не только простые и грубые орудия труда, но и тонкие изделия с драгоценными камнями . Кольца, подвески и цепочки находят в погребениях различных культур, существовавших на территории Руси ещё за несколько тысячелетий до нынешнего времени. При этом, кузнечное дело во многом само по себе считалось магическим ремеслом, тайны которого открываются не каждому, а многих кузнецов не только уважали, но даже опасались, так как считалось, что тот, кто накличет на себя гнев кузнеца — оскорбит Сварога, бога-творца. Поэтому, часто получалось так, что кузнецы селились на отшибе, чтобы лишний раз не тревожить своих земляков.

Рекомендуем также прочитать: славянский символ коловорот

Эти три ремесла были основой обережной магии, с их помощью можно было создать практически любой магический предмет, однако, существовало и бесчисленное количество других способов и искусств. Оберегами могли быть простые куклы, найденные в лесу или на берегу водоема вещи и даже обычные веники.

Традиционная символика, используемая в вышивке и оберегах

Знаки

  • Квадрат (реже ромб), разделенный крестом на равные четыре части (вспаханное поле) или же имеющий внутри точки (засеянное поле) — знаки плодородия и земли.
  • Волнистая линия — знак стихии воды, где подземные воды, «хляби небесные» и реки изображаются горизонтальными полосами, а дождь — вертикальными.
  • Крада, она же решетка — символ стихии огня. Крада — погребальный или жертвенный костер.
  • Громовник, изображается шестиконечным крестом в шестиграннике или круге, является знаком грома (Перуна) — воинский оберег или оберег от молний.
  • Колокрес (крест, очерченный кругом) является символом солнца, знаком закрытости, отпугивает зло.
  • Еще один знак огня — петушиный гребень с семью выступами.
  • Крес (комой или прямой равносторонний крест) — знак бога огня Агуни.
  • Рог изобилия — соответствует названию, т. е. символизирует богатство.
  • Месяц — знак луны. Часто делались подвески «лунницы».
  • Ярга. Иначе — свастика, коловорот, Коловрат. Есть разные варианты начертания Ярги — знака Солнца, богов Солнца Хорса и Даждьбога. По направлению вращения различают знак светлого — солнца Яви и знак тёмного — солнца Нави. Яви — благотворная, созидательная Сила; Нави — разрушительная Сила. По славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), оттуда и название. Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
  • Дерево (обычно ель) — символ взаимосвязи и долгой жизни.
  • Спираль — мудрость; если цветовая сочетание сине-фиолетовое — сокровенных знаний. Самый сильный отвращающий знак для теневых сущностей — если цвет белый, черный или красный.
  • Треугольник — человек; особенно если сопровождается точками или же кружками с верхней стороны. Символизирует общение между людьми.

Божества

Макошь — это изображение женщины с поднятыми ладонями, если же ладони опущены — это Лада. Часто они показаны в окружении оленей по бокам. Эти удивительные богини отождествлены с северными созвездиями Малой и Большой Медведицы. Ранее на Руси созвездия имели названия Лосиных.

Изображение богини Макошь

Богиня Макошь в вышивке

Живые существа

  • Ворон — знак смерти и мудрости, Велеса.
  • Змей — знак мудрости, земли, Велеса. Связан с Нижним Миром.
  • Бык — знак Велеса.
  • Медведь — также знак Велеса.
  • Дерево — знак Мироздания (Мировое Древо), а также знак плодородия и жизни.
  • Петух — знак Огуни, огня.
  • Конь — знак Солнечных Богов и знак солнца.
  • Свинья — знак изобилия и плодородия.
  • Волк — знак Ярилы.
  • Лебедь — знак зимы, смерти, Мары.
  • Лосиха или олениха (важенка) — знак рожаниц и Богинь плодородия.
  • Козел — знак плодовитости и плодородия.
  • Орел — знак грома, Перуна.
  • Кукушка — знак жизни, Живы.
  • Сокол — знак Агуни, огня. Существует теория, что «трезуб» (герб современной Украины и Рюриковичей) — стилизованное изображение летящего сокола.

Цветовые решения при изготовлении оберегов

Цвета оберега напрямую связаны с защитой одной конкретной чакры человека, из семи существующих.

Для расположенной в самом низу, в районе копчика, отвечающей за опорно-двигательный аппарат, прямую кишку и мочеполовую систему — красный цвет.

Оранжевый — идеален для второй чакры, находящейся немногим ниже пупка и отвечающей за почки и половую энергию.

Третьей (район солнечного сплетения) подходит желтый, как для области, где централизуется жизненная энергия, контролирующая также все органы в брюшной полости.

Сердечной чакре, четвертой по счету, необходим зеленый цвет, поскольку она отвечает за деятельность сердца, рук, позвоночника, легких и эмоции.

Ответственную за органы слуха, дыхания, кожу и горло пятую — горловую чакру важно баловать голубым, ведь она также ответственна за человеческий творческий потенциал.

Для зоны «третьего глаза» (шестой), разбирающейся с интеллектуальными способностями — синий.

Седьмая чакра (темечко), являющаяся связывающим звеном с Богом и Высшими Силами — фиолетовый.

Что означают эти цвета?

Красный — огонь, небесный огонь, кровь (символ жизненной силы).

Черный — земля.

Белый связан с ощущением священности, света, чистоты (Белый Царь, Белый Свет), при этом также является цветом траура и смерти.

Золотой — солнце.

Зеленый — жизнь, растительность.

Фиолетовый цвет практически не встречается в русской вышивке.

Синий — вода, небо.

Что означает славянская символика

Обереги славян наделены своими индивидуальными значениями и свойствами:

  1. Алтарник – означает единство народа.
  2. Сварожичь – славянская защита жизни человека от зла, смерти.
  3. Боговник – олицетворение бесконечной силы для честных людей.
  4. Агни – символ уюта, защита построек от пожаров, наделение мудростью человека.
  5. Знич – долголетие, источник сил, нескончаемой энергии.
  6. Ратиборец – символ храбрости, отваги, огня.
  7. Рысич – защита религиозных построений, родовой оберег.
  8. Свадебник – защита новобрачных от гнева, обид, семейный оберег.
  9. Дуния – единство семьи, детская защита.
  10. Коловрат – покровительство от высших сил, защита от зла.
  11. Небесный вепрь – сила мудрости, связь прошлой и будущей жизни.
  12. Светоч – помощник в раскрытии сущности бытия.
  13. Свитовит – оберег и помощь в рождении сильных детей.
  14. Свастика – символ обновления мира.
  15. Солард – плодородность и щедрость Земли.
  16. Всеславец – сохранение жилища от огня, а семейства – от войны.
  17. Волот – прибытие человеку силы.
  18. Святоч – символ озарения и непорочности одновременно.
  19. Перуница – предвещание победы.
  20. Черное солнце – духовная связь человека с предками и потомками.
  21. Звезда Лады – вера, порядочность, справедливость.
  22. Огневица – женский оберег от сглаза, чужой неприязни, заговора.
  23. Крест Сварога – сварогий символ, как поклонение богу.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]