Согласно славянским поверьям, человека на протяжении всей жизни сопровождают различные духи. Среди них особо выделяются те, кто обитает непосредственно в жилище человека или близ него, кто хранит и оберегает домашний очаг и хозяйство. Наверняка, каждый из нас когда-либо слышал про Домового. Это самый главный дух жилья, он есть практически в каждом доме! Кто же он – Домовой настоящий? Как выглядит этот добрый дух и где его можно встретить? Об этом наша статья.
Домовой – младший славянский Бог, издревле любим людьми. Живет он подле человека, потому кумир Домового раньше ставили в каждом жилище.
Вы также можете стать обладателем подобного кумира!
Куммир домового
Делали в основном скульптурные изображения домовых. Как правило, из глины (или как сейчас говорят из керамики), а также вырезали из дерева. Образы могли быть самые разные: очень часто в руках у домового изображали чашу для треб, или домовой сидит на сундуке с добром, как бы бережёт добро, либо другие образы, даже дед с бабкой (Хозяин с Хозяюшкой). Куммир домового делал глава Рода, обычно размером от двух вершков до аршина, то есть от 9 до 71 см.
Если вы купили фигурку домового, то её надо активизировать, как бы вдохнуть в неё Душу, иначе это будет просто скульптура, изображение. Когда человек сам делает домового из камня или дерева, то вкладывает Душу.
Названия домового
Называли домовых по-разному: * Дедушко; * Хозяин (Хозяюшко) — потому что хранитель домашнего очага; * Соседушко — потому что жил по соседству с людьми в одном доме; * Шишок – означает, что домовой небольшого роста; * Лизун – считалось, что домовой молоко не пьёт, а лижет сливки с поверхности. Или когда ребёнок плачет, домовой чтобы его успокоить подойдёт и слёзы слижет; * Кузьмич (Егор Кузьмич) — до наших дней сохранилось выражение «подкузьмил», т.е. подшутил, потому что домовой любит баловаться, пошалить, про таких говорят: «что старый, что малый любит поиграть»; * Нафаня – от слова Навь, т.е. Мир, который граничит с Явью. Эти образы легли как прототипы к мультфильму «Домовёнок Кузя». То есть Кузя, Кузенька — ещё маленький, он ещё не Кузьмич, а его наставник более старый домовой – Нафаня. * Егорыч, Доброхот и другие названия.
* Домовой очень не любит когда его называют чёртом (чёрт — это кто за чертой восприятия). Считалось, что за чертой всё плохое и негативное.
Список имён для мальчиков-ёжиков
Чтобы придать крошке-ежуле авторитета, мужественности и даже немного возвеличить его в глазах окружающих, присвойте ему солидное, взрослое, настоящее мужское имя.
Или целое звание.
- Генерал;
- Капитан;
- Спайки (остроконечный с англ.);
- Джой (радость с англ.);
- Торн;
- Шкиппер;
- Пенни;
- Хейзел;
- Чип;
- Пеппер;
- Дизи (головокружение с англ.);
- Ворон;
- Тень;
- Спиди;
- Бурный;
- Томас;
- Титан;
- Гром;
- Жак;
- Голди;
- Гэтсби;
- Леонардо;
- Оливер;
- Бенджи;
- Парень;
- Марв;
- Билли;
- Ози;
- Уолт;
- Ричи;
- Ричард
- Чарли;
- Рокки;
- Кинг;
- Панк;
- Пиноккио;
- Оскар;
- Дарси;
- Дикси;
- Лео;
- Бруно;
- Старлайт;
- Цезарь;
- Фомич;
- Ди Каприо;
- Макс;
- Жорик;
- Яшка;
- Вилли;
- Тимофей;
- Большой Боб;
- Ланселот;
- Юджин;
- Ральф;
- Эдик;
- Филя;
- Фёдор;
- Ипполит;
- Васька;
- Стив;
- Тобби;
- Эдгар;
- Элвис;
- Моцарт;
- Ван Дам;
- Ван Гог;
- Шопен;
- Колумб;
- Фидель.
Чтобы расширить этот список, стоит вспомнить, как зовут любимых героев кино и сериалов, известных людей, кумиров молодости или современности, персонажей мультфильмов, полистать книги с именами для детей, даже позвонить друзьям за советом. Или, вообще, поискать в мифологии: и кругозор расширите, и имя подберёте нестандартное.
Вариантами для кличек могут служить ваши хобби, увлечения. Например, вы любите растения, ежулю можно назвать Кактусёныш. А если рыбалку — Акулой или, вообще, Эхинозои (семейство иглокожих, в т.ч. морской ёж).
Но желательно не называть игольчатого питомца ничьим именем близких и родных, дабы не обидеть их. По этой же причине стоит избегать прозвищ схожих по звучанию или по смыслу с именами членов семьи. Например, Михаил и Потапыч.
Отношение к домовому
Христианские попы очень не любят домовых, у них даже мания – ходить крестить квартиры, очищать их от нечести, от домовых. И попы людей запугивают, говорят что домовые – это бесы, от них надо избавляться, не пользоваться их помощью и прочее.
Славяне всегда жили с домовыми дружно, заботились друг о друге, то есть был так называемый симбиоз — взаимопомощь, взаимоподдержка.
Домовой любит порядок, поэтому человек в доме должен всегда наводить порядок, всё должно быть на своём месте. Особенно недопустимым считалось оставлять на столе ножи.
Домовой не любит ругань, мат, скандалы и особенно терпеть не может пьянки. Потому что весь этот негатив — всё это противоестественно, а домовой, это существо естественное. То есть зачем ругаться – это неестественно, ведь можно найти точки соприкосновения, решить любую проблему.
Список милых имён
Несмотря на всю свою колючесть, ёжики всё же очень «няшные» животные. Поэтому им подходят ласковые, «мимишные» имена:
- Пикси;
- Мими;
- Мила;
- Кнопка;
- Кузя;
- Гаврюша;
- Тоша;
- Тотошка;
- Рози;
- Лулу;
- Персик;
- Тыковка;
- Лютик;
- Тиша;
- Бусинка;
- Масяня;
- Минни;
- Пинни;
- Цветочек;
- Фея;
- Барвинок;
- Клевер;
- Стёпка;
- Пушок;
- Пушинка;
- Пышечка;
- Одуванчик;
- Фырк;
- Футя;
- Звёздочка;
- Ванилька;
- Маршмеллоу;
- Ягодка;
- Малинка;
- Карамелька;
- Печенька;
- Милашка;
- Малыш;
- Кроха;
- Крошечка;
- Ромео;
- Кирюша;
- Степашка.
Хозяйский угол
Хозяйский угол – это угол домового, он всегда с правой стороны от входа. Здесь устанавливали небольшой приступочек, около 25 см высотой, чтобы домовому было удобнее трапезничать. На приступочке стоял Куммир домового и требница (чаша), в которую ему приносили требы. То есть в домах у славян был слева Красный угол (красивый) – в нём стояли Куммиры Рода, а справа Хозяйский угол – здесь стоял Куммир Домового. Любой гость делал два поклона: один в Красный угол, второй в Хозяйский угол, выражая уважение. Если человек просился на постой, т.е. переночевать, и ещё потрапезничал, то кроме поклона приносил домовому требы, чтобы уважить Хозяина (не мужчину главу Рода, а именно домового).
У христиан в Красном углу висели иконы, а правый угол они называли «чёрный угол», ставили там веник, как бы против домового, причём веник ставили рукояткой вверх, хотя славяне всегда ставили веник у порога и рукояткой вниз. Во-первых, чтобы домовому (он маленького роста) удобнее было брать веник и нечисть вымести, а во-вторых, чтобы достаток в доме был.
Руская печь (домовой под печкой)
Считается, что домовой живёт под печкой, но если речь идёт о современной печи, то это неверное выражение. Руская печь отличалась от современной топки с чугунной плитой.
В руской печи большая камера для огня, дрова в ней зажигались вкруг, а посередине на пустое место помещали чугунок, т.е. как бы в круг огня. Поэтому вода нагревалась не снизу (так только выкипает), а со всех сторон сразу, и продукты не варились, а томились. Сверху печи расположена труба и лежанка. По бокам печурки — ниши, куда ставили посуду высыхать. Внизу подпечье — довольно большая полость, куда укладывали дрова для следующей топки, или какие-то предметы, и кошки там могли спать. * В руской печи мылись, а не только готовили пищу. То есть протапливали, угли убирали, залезали в печь, ставили ушат и парились, мылись.
Любимое место домового было под печкой, то есть в подпечьи, которое закрывали шторками, чтобы не беспокоить домового пока люди хозяйничают. К печи домового привлекал аромат томящейся пищи. Но также домовой мог поселиться под кроватью своего любимчика, поэтому покрывало было до самого пола, чтобы домовой чувствовал себя спокойно и никто туда не заглянул ненароком. В современных квартирах домовой любит быть на кухне за холодильником, за плитой, или в платяном шкафу.
Питание домового (как подружиться с домовым)
Домовой питается энергией. Для чашки домового часто делали и свою резную ложку, но это лишь символика, домовой – это Дух, а не человек, он забирает из продуктов только энергию. Выполняя работу по дому, он тратит энергию, а потом из пищи восстанавливает её. Самой высокоэнергетической пищей считалось молоко, сметана, сливки, поэтому их всегда ставили домовому. Если добавляли блины, оладьи или другую пищу, то ставили ещё одну чашку, чтобы не бросать еду в одну кучу. Прикармливать домового можно любой пищей, которую вы едите сами: каша, салат, молоко, колбаса, печенье, конфеты и прочее. Нельзя ставить спиртное (!) ни в Красный угол, ни в Хозяйский, наши Предки не пили. * Раньше у каждого была своя чашка, ложка, кружка – это норма гигиены, ведь зубная щётка у каждого своя, также и ложка у каждого была своя. И даже если еда сделана в общем чугунке, ел каждый своей ложкой.
Чтобы подружиться с домовым — надо с ним потрапезничать. Когда садитесь потрапезничать (поужинать), возьмите из Хозяйского угла чашу домового, поставьте рядом со своей, и из своей чаши своей ложкой отложите домовому кашу или салатик, то есть поделитесь пищей с домовым. Затем представьте образ домового (поставьте перед собой Куммир домового и сосредоточьтесь на нём, или просто закройте глаза и представьте доброе лицо домового) и скажите фразу: «Домовой, домовой, сядь поужинай со мной» (или «Домовой, домовой, вечерять садись со мной», «Домовой, домовой, потрапезничай со мной»). Потом надо прочитать обращение Пращур-Род, которое читается перед трапезой. То есть вы пригласили домового, прочли Пращур-Род и вместе потрапезничали. Потом берёте блюдечко домового и с поклоном ставите в Хозяйский угол перед Куммиром домового. Он и с вами поел, и там захочет потом ещё покушает. Прикормка должна находиться в блюдечке не менее 12 часов или сутки. Допустим, вечером поужинали, и следующим вечером можно дать домовому что-то свеженькое.
Если в современных квартирах площадь или планировка не позволяют сделать Хозяйский угол, блюдечко ставят за холодильник, газовую плиту, шкаф или под кровать, т.е. подальше, чтобы не залезть туда ногой (вам же неприятно будет, если кто-то в вашу чашку ногой залезет). Также надо учитывать, что домовые обычно маленького роста, поэтому не ставить чашу высоко на полочки или холодильник и т.п. Кошка никогда ничего не возьмёт из требницы домового.
Идеи, как назвать белого ежа-альбиноса
Если ёж в качестве домашнего любимца — это уже само по себе неординарно, то полностью белый питомец — неординарно вдвойне. Поэтому наиболее подходящие для них имена — «белоснежные» и их производные:
- Белый;
- Белла;
- Белка;
- Бельчонок;
- Белоснежка;
- Ландыш;
- Жасмин;
- Пуховка;
- Снежинка;
- Снежка;
- Кристалл;
- Луна;
- Сноу;
- Беляш;
- Зефирка;
- Рассвет.
Всё, что каким-либо образом ассоциируется с белым цветом, идеально подойдёт в качестве имени для альбиноса.
Как забрать домового при переезде
Когда вы переезжаете на новое место жительства, домового надо взять с собой. Раньше для этого брали одиночный лапоток или из дерева вырезали маленькие сани (можно взять одиночный тапочек), ставили этот лапоток в подпечье (либо за холодильник, шкаф, диван – где домовой обитает), закрывали глаза, представляли доброе приятное лицо домового и говорили фразу: «Домовой, домовой, садись в сани и поезжай с нами». Делается это в последнюю очередь, когда уже всё хозяйство собрали, все вещи из квартиры вынесли.
В новом доме ставят лапоток в новое для домового место: под печь, диван, шкаф… и говорят: «Домовой, домовой, мы приехали домой». Рядом с лапотком ставят блюдечко со сливками или сметаной, если молоко, то в него ещё добавляли маслице, чтобы пожирнее было, посытнее. Но прежде чем внести домового в новое жильё, пускали чёрную кошку, она очень хорошо чувствует положительная или отрицательная обстановка. И когда кошка прошлась по всем комнатам, освоилась, тогда уже заносили сани с домовым.
Как подружить домовых. Незнающие люди, при переезде забывают домового, поэтому бывают случаи, когда в доме два домовых (старый остался и с вами новый домовой приехал), и между ними бывают даже ссоры, которые могут отразиться и на людях. Тогда проводят специальный обряд, чтобы подружить домовых. Когда вы садитесь потрапезничать, на стол ставятся ещё две чашки (своего домового и для домового старых хозяев), вы из своей чашки накладываете еду в тарелки домовых и произносите: «Домовой, домовой, потрапезничай со мной, и новый Хозяин, и старый Хозяин». То есть вы их как бы побратали. Есть такое выражение: «Они из одного котелка кашу ели», а одной ложкой могли есть только родные братья, то есть у каждого была своя ложка, но могли поесть и одной по кругу из одного котелка. После этого и старый домовой будет к вам благосклонен, расскажет вашему домовому о порядках в доме, о соседях, и они потом вдвоём такой порядок наведут, не нарадуетесь.
Как назвать ёжика-девочку?
Хотя девочка-ёж и колючая, но прежде всего она милая леди и пусть даже под слоем шипов. Поэтому здесь можно следовать тому же принципу, что и при выборе имён для ежей-мальчиков.
Вот список самых красивых и наиболее подходящих:
- Лола;
- Дейзи;
- Элла;
- Бэтти;
- Эльза;
- Боня;
- Линдси;
- Дэппи;
- Синди;
- Линда;
- Рокси;
- Ева;
- Дэни;
- Елена;
- Хэйли;
- Лили;
- Сара;
- Гарриэт;
- Кристал;
- Соня;
- Тэнси;
- Пегги;
- Пенелопа;
- Зои;
- Джина;
- Пайпер;
- Тиффани;
- Дуся;
- Софи;
- Элис;
- Эльза;
- Джесси;
- Блонди;
- Берта;
- Луна;
- Гретта;
- Холли;
- Хайди;
- Маргарет;
- Скарлетт;
- Лидия;
- Джейн;
- Джули;
- Стелла;
- Лейла;
- Келли;
- Скитти;
- Этель;
- Роза;
- Коко;
- Комета;
- Диадема.
Создание домового
В старые времена, когда готовились к свадьбе – Любомир, т.е. породнение двух Родов, молодым строили свои хоромы (дом), заранее размечали, где будет дом, постройки, и где будет Хозяйский угол, т.е. ещё до начала строительства. Становились в будущий Хозяйский угол и говорили: «Домовой, домовой, помози в деяниях наша, будут тебе щи, да каша», то есть обращались к будущему домовому, как бы создавали домового. Знаете как рыбаки, чтобы клёв был, они прикармливают в одном месте рыбу. Потом рядом рыбаки могут сидеть и ничего не поймают, а кто прикормил, он в этой лунке одну рыбу за другой будет таскать. Так и здесь, домового прикармливают к данному дому, хотя дома ещё нет, но домовой видит строительство и уже начинает обживать пространство своего будущего хозяйства. А люди не обманывают домового, до вечера строят, потом в будущий Хозяйский угол ставят щи, да кашу. Так каждый день — люди на ужин, и домового не забыть покормить, ведь он уже при строительстве помогает, чтобы дело спорилось, а то строительство может пойдёт криво, бревно не так распилится, ещё что-нибудь случится, да и жить потом в этом доме сам не захочешь.
Лучшие парные имена
Если вы счастливый обладатель сразу двух ежей, то хорошо было бы им присвоить и парные клички. Хотя это вовсе и не обязательно.
Для мальчика и девочки:
- Инь и Янь;
- День и Ночь;
- Адам и Ева;
- Барби и Кен;
- Солнце и Луна;
- Бонни и Клайд;
- Пепси и Кола.
Пара самцов:
- Алмаз и Бриллиант;
- Тимон и Пумба;
- Чип и Дэил;
- Гарри и Поттер;
- Гуффи и Плуто;
- Зиг и Заг.
Для двух девочек:
- Оля и Яло;
- Вай и Фай;
- Берта и Буся;
- Герда и Дейла;
- Дина и Дана.
Этот список можно продолжать до бесконечности, всё зависит от вашей фантазии и личных предпочтений. Но смысл, надеюсь, вы уловили.
Обращение к домовому
Система обращения к домовому – это обряды и ритуалы, то есть нет какого-то одного постоянного, они разные. Сам ритуал обращения схож с молитвой перед иконой, то есть человек сосредотачивается на иконе, творит молитвы, просит о чём-то, зажигает свечку, кланяется. Обращение к домовому примерно похоже, потому что христиане перенимали ритуалы у славян. Основное что надо сделать – стать ликом своим в Хозяйский угол, воззреть на Куммира домового или представить образ (всегда только один и тот же образ, чтобы не плодить их), сосредоточиться на нём, сотворить обращение, поставить прикормку и совершить поклон.
При каждом обращении к домовому, его обязательно надо прикормить, иначе домовой компенсирует затраченную энергию, взяв её с человека, который к нему обращается, жизненную энергию. Поэтому на Руси и говорили: «Попросил домового — то сам и сотвори ему нормальную обстановку». Поиграть с ребёнком. Дети стараются перенять всё, что делают взрослые: папа колет дрова и дети тянуться колоть дрова; мама стряпает или стирает и детям надо стряпать и стирать, то есть ребёнок перенимает трудовой опыт. Но когда надо что-то сделать, а отвлекаться на ребёнка времени нет, родители просили домового поиграть с ребёнком. Для этого надо встать лицом в Хозяйский угол, закрыть глаза, представить образ домового и произнести: «Домовой, домовой, поиграй с моим дитём». После этого можно заниматься своим делом, а домовой займётся ребёнком. Ребёнок начнёт играть с фантиком, бантиком, газетой, с чем угодно и будет так сидеть, пока вы его по имени не окликните. Имя ребёнка – это ключ к ребёнку. Если вы ребёнка по имени окликнули, домовой видит, что вы освободились и в его помощи больше не нуждаетесь. Но вы тут же должны прикормить домового. Безсонница. Когда ребёнок не может уснуть, плачет, встаньте лицом в Хозяйский угол, закройте глаза, представьте образ домового и скажите: «Домовой, домовой, успокой моё дитя» (не усыпи, а успокой – домовой ведь не Морфей). Сразу же положите прикормку. Как правило, это помогает детям до 5-7 лет; потом включается советская система образования, которая забивает, разрывает все чувственные каналы у детей по отношению к домовому.
Если безсонница у вас, не можете уснуть, ворочаетесь, положите в блюдечко домового прикормку, ложитесь в постель, закрываете глаза, представляете образ домового и произносите фразу: «Тук-тук, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочок», и через пару минут уснёте. В данном случае в Хозяйский угол становиться не надо, потому что впечатлительные люди могут там же упасть на пол и уснуть. Если наоборот, вас клонит в сон, а спать не нужно по какой-то причине, то надо встать лицом в Хозяйский угол, представить образ домового и произнести туже фразу: «Тук-ту, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочок», сон улетучится на 12 часов. Данная фраза меняет биологическое состояние человека со сна на бодрствование и, наоборот, с бодрствования на сон. Помощь в делах. Когда человек находится за пределами дома, он обращается к Богам – к Ладе, к Пращуру Рода, либо к Даждьбогу («Даждьбог в помощь»). А когда делает что-то по дому, то обращается к домовому. Бывает, не спорится дело, всё из рук валится, тогда чтобы дело пошло, встаньте лицом в Хозяйский угол, представьте образ домового и скажите: «Домовой, домовой, помоги в делах моих» (иди «помози в делах моих»). Потом не забудьте прикормку положить, и поклон обязателен при каждом обращении. Найти пропажу. Всем знакомая христианская фраза: «Чёрт, чёрт, поиграл и отдай» — никогда её не произносите, домовой не любит когда его называют чёртом. Чтобы потерянная вещь нашлась надо встать спиной в Хозяйский угол, зарыть глаза, представить добрый образ домового и сказать: «Домовой, домовой, поиграл и отдай». Ищите 3 минуты, если не находите – положите прикормку в блюдечко, и уже меняете интонацию: «Домовой, домовой, ну поиграл и отдай!». Если через 3 минуты не нашли – ещё прикормку положите, и уже жёстко: «Домовой, домовой, ну поиграл и отдай!». Должны найти. Если не нашли через 3 минуты, значит этой вещи в доме нет. То есть обращаемся три раза: первый раз спокойно, второй – требовательно, третий – властно, грозно. Домовой бывает как ребёнок, любит поиграть, пошалить. Присмотреть за домом. Раньше когда ненадолго отлучались из дома, чтобы всё было в порядке, обращались к домовому: «Эй, Дедушко, ты не засни, в ночь порядок наведи, присмотри чтоб дети спали, чтобы мыши не пищали, будь хозяином во всём, сохрани (содержи) в порядке дом». И тут же не забыть прикормить домового.
Когда уезжали надолго (в другую деревню на свадьбу, именины и т.д.), просили домового присмотреть не только за домом, но и за двором: «Эй, Дедушко, ты не засни, по-своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором, и всё как следует храни».
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Guenther_Klemm
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это все он — хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его — досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них — словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел. За эту верность в иных местах его так и называют: доможил. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть не до смерти или сбрасывает с постелей. Впрочем, помириться с рассерженным домовым не трудно: стоит только подложить под печку нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или сделать любой подарочек: разноцветный лоскут, горбушку хлеба… Если хозяева своего суседку любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом: поскребут под порогом, соберут мусор в совок — и посыплют его в новой избе, не приметив, как с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забывать принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Кого домовой всерьез не любит, это пьяниц и простоволосых женщин: по его старинным воззрениям, каждая замужняя женщина должна непременно носить платок. А какая рачительная хозяйка ему понравится, о той он денно и нощно печется: во сне наплетет ей на голове несчетно маленьких косичек. Ей хлопотно, поди расчеши потом, а ему радость — приукрасил свою любимицу. Оттого еще зовется он лизун. Редкий человек может похвалиться, что видал домового. Для этого нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка — маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью (даже ладошки у него волосатые), сивого от древности и пыли. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он примет облик хозяина дома — ну как вылитый! Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как только понадобятся вещи человеку. Порою домовой до того не терпит, когда за ним подсматривают, что по его указке лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить нескромного и любопытного. Гораздо проще домового не увидеть, а услышать: его плач и глухие сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда глухой голос. Иной раз ночью в образе серой, дымчатой кошки навалится на грудь и давит: это он. Тому, кто, проснувшись, поспешит спросить его: «К добру или к худу?» — он ответит человеческим голосом, но тихо, словно ветер листьями прошелестит. Часто гладит он сонных своею мягкой лапою, и тогда не требуется никаких вопросов — и так ясно, что это к добру. Если слышится плач домового, даже в самой избе, — быть покойнику. Когда умирает кто-то из домочадцев, он воет ночью, выражая тем свою непритворную печаль. Смерть самого хозяина предрекает домовой тем, что, садясь за его работу, прикрывает голову его шапкою. Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет большая нежданная беда, дедушка извещает о ее приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню… Если у трубы на крыше заиграет в заслонку — будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды. Обмочит кого-то домовой ночью — заболеет тот человек. Подергает женщину за волосы — остерегайся жена, не вступай в спор с мужем, не то побьет. Загремит домовой в поставце посудой — поосторожнее обращайся с огнем, не урони искру. К радости суседка скачет, песни мурлычет, смеется; иногда, поигрывая на гребешке, предупреждает о скорой свадьбе. Особым расположением всякого домового почему-то пользуются куры. Поэтому 14 ноября в его честь устраивают курячьи именины — пекут пироги с курятиной, а корочки бросают в домашний очаг, жертвуя его хранителю — домовому. Литература: Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997 В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003 Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002 И. Билибин. Домовой Домовой Домовой — дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме, в каждом семействе. От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова (см. Сонный паралич). Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку пугу с железным наконечником (кнут) или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом: «Знай своё место, знай своё место. Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь, Да хозяйке угождать, а не воевать, Знай своё место, знай своё место». Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены хозяином дома. Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи: кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой. Согласно ЭСБЕ, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник. Домовые — единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть назвав его «представителем нечистой силы». Существует поверье, согласно которому, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали… Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее — ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких «духах», которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. Это означает, что домовые не боятся икон, но они им «в тягость», ибо постоянно напоминают о наказании — жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие. Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми. Есть домовые, которые всегда приносят вред. Их называют злыднями. Они «обозлились» на всех людей, каждый по своей причине. Некоторые из злыдней считают людей недостойными для службы им (но вынуждены делать это), другие — за множество обид. Худо тому дому, где живут злыдни. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый — «приглашали». Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его (это хорошо обыграно в мультфильме про домовёнка Кузю), любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Для призыва домового известно множество способов, например: 1. Выйти в полночь, в полнолуние на улицу с левым ботинком, привязанным на верёвочку, и тянуть его за собой. Ни в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуете «тяжесть», это означает что домовой согласился жить с вами. 2. Более кровожадный, но самый эффективный. Нужно взять живого петуха (желательно чёрного) и отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот «знак». Б. Кустодиев. Купчиха и домовой, 1922 Современные представления С тех пор, как в домах перестали ставить печь, за которой, по поверьям, и жил домовой, место его жительства переместили за радиатор отопления. В начале 90-х годов появилось понятие «Барабашка». По всем признакам, действия Барабашки соответствовали утверждениям о разгневанном домовом. Влияние на культуру Образ домового очень любим в России и обычными людьми, начиная от домовёнка Кузи в одноимённом мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова. Христианство не отвергает уверенность людей в его существовании, хоть и приписало его к тёмным, дьявольским силам. Православие призывает людей освящать свои дома и квартиры, чтобы прогнать всякую нечисть, и сурово порицает тех, кто заигрывает с демоном. В романах Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» упоминаются «домовые-эльфы». Они служат в богатых волшебных семьях и получить свободу могут лишь тогда, когда хозяин подарит им одежду. Но к настоящим домовым эти существа отношения не имеют — это чистые эльфы, а «домовыми» они стали из-за неточного перевода: house-elf — это калька с houseman/maid, слуга/служанка. Литература: Е. Левкиевская. Домовой в представлениях славян // Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 120—124 Домовой Домовой, домовик, дедушка, старик, постен или постень, также лизун, когда живет в подполье с мышами, — а в Сибири суседко, — принимает разные виды; но обыкновенно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом также в одной рубахе; но всегда босиком и без шапки, вероятно потому, что мороза не боится и притом всюду дома. У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частию застилают лицо. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа нагое. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу, подле конюшни; а что ладони у домового также в шерсти, то это знает всякий, кого дедушка гладил ночью по лицу: рука его шерстит, а ногти длинные, холодные. Домовой по ночам иногда щиплется, отчего остаются синяки, которые однако обыкновенно не болят; он делает это тогда только, когда человек спит глубоким сном. Это поверье весьма естественно объясняется тем, что люди иногда, в работе или хозяйстве, незаметно зашибаются, забывают потом об этом, и, увидев через день или более синяк, удивляются ему и приписывают его домовому. Иные, впрочем, если могут опамятоваться, спрашивают домового, когда он щиплется: любя или не любя? к добру или к худу? и удостаиваются ответа, а именно: домовой плачет или смеется; гладит мохнатой рукой, или продолжает зло щипаться; выбранит или скажет ласковое слово. Но домовой говорит очень редко; он гладит мохнатой рукой к богатству, теплой к добру вообще, холодной или шершавой, как щетка, к худу. Иногда домовой просто толкает ночью, будит, если хочет уведомить о чем хозяина, и на вопрос: что доброго? предвещает теми же знаками, добро или худо. Случается слышать, как люди хвалятся, что домовой погладил их такой мягкой ручкой, как собольим мехом. Он вообще не злой человек, а больше причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, ровно в кабалу к нему пошел; а уж кого невзлюбит, так выживет и, чего доброго, со свету сживет. Услуга его бывает такая, что он чистит, метет, скребет и прибирает по ночам в доме, где что случится; особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец, другой по селу. Случается, что кучер или стремянный сердятся на домового, когда барин бранит их за то, что лошадь ездой или побежкой испорчена; они уверяют тогда, что домовой наездил так лошадь и не хуже цыгана сбил рысь на иноходь или в три ноги. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, ухватит за уши, да и мотает голову; лошадь бьется всю ночь, топчет и храпит; он свивает гриву в колтун и, хоть день за день расчесывай, он ночью опять собьет хуже прежнего, лучше не тронь. Это поверье основано на том, что у лошади, особенно коли она на плохом корму и не в холе, действительно иногда образуется колтун, который остригать опасно, а расчесать невозможно. Если домовой сядет на лошадь, которую не любит, то приведет ее к утру всю в мыле, и вскоре лошадь спадет с тела. Такая лошадь пришлась не по двору, и ее непременно должно сбыть. Если же очень осерчает, так перешибет у нее зад либо протащит ее бедную в подворотню, вертит и мотает ее в стойле, забьет под ясли, даже иногда закинет ее в ясли кверху ногами. Нередко он ставит ее и в стойло занузданную, и иному барину самому удавалось это видеть, если рано пойдет на конюшню, когда еще кучер, после ночной погулки, не успел проспаться и опохмелиться. Ясно, что все поверья эти принадлежат именно к числу мошеннических и служат в пользу кучеров. Так напр., кучер требовал однажды от барина, чтобы непременно обменять лошадь на другую, у знакомого барышника, уверяя, что эту лошадь держать нельзя, ее домовой невзлюбил и изведет. Когда же барин, несмотря на все явные доводы и попытки кучера, не согласился, а кучеру не хотелось потерять обещанные могарычи, то лошадь точно, наконец, взбесилась вовсе, не вынесши мук домового, и околела. Кучер насыпал ей несколько дроби в ухо; а как у лошади ушной проход устроен таким изворотом, что дробь эта не может высыпаться обратно, то бедное животное и должно было пасть жертвою злобы мнимого домового. Домовой любит особенно вороных и серых лошадей, а чаще всего обижает соловых и буланых. В иных местах никто не произнесет имени домового, и от этого обычая не поминать или не называть того, чего боишься, как напр. лихорадку, — домовой получил столько иносказательных кличек, в том числе почетное звание дедушки. В некоторых местах дают ему свойство оборотня и говорят, что он катится иногда комом снега, клочком сена, или бежит собакой. Для робких, домовой бывает всюду, где только ночью что-нибудь скрипнет или стукнет; потому что и домовой, как все духи, видения и привидения, ходит только в ночи, и особенно пред светом; но, кажется, что домовой не стесняется первым криком петуха, как большая часть прочих духов и видений. Для недогадливых и невежд, домовой служит объяснением разных непонятных явлений, оканчивая докучливые опросы и толки. А сколько раз плуты пользовались и будут пользоваться покровительством домового! Кучера, под именем его, катаются всю ночь напролет и заганивают лошадей, или воруют и продают овес, уверяя, что домовой замылил лошадь или не дает ей есть; а чтобы выжить постылого постояльца или соседа, плутоватый хозяин не раз уже ночи три или четыре напролет возился на чердаке в сенях и конюшне и достигал иногда цели своей. Нередко впрочем и случайные обстоятельства поддерживают суеверие о домовом. Во время последней польской войны, наш эскадрон стоял в известном замке, в Пулаве, и домовой стал выживать незваных постояльцев: в продолжение всей ночи в замке, особенно в комнате, занятой нашими офицерами, подымался такой страшный стук, что нельзя было уснуть; а между тем самые тщательные разыскания ничего не могли открыть, нельзя было даже определить с точностью, где, в каком углу или месте домовой возится, — хотя стук был слышен каждому. Плутоватый кастелян пожимал плечами и уверял, что это всегда бывает в отсутствие хозяина, которого домовой любит и уважает, и при нем ведет себя благочинно. Случайно открылось, однако же, что домовой иногда и без хозяина успокаивался и что это именно случалось тогда, когда лошади не ночевали на конюшне. Сделали несколько опытов, и дело объяснилось: конюшня была через двор; не менее того, однако же, в одной из комнат замка пришлась как-то акустическая точка, относительно этой конюшни, и топот лошадей раздавался в ней так звучно, что казалось, будто стук этот выходит из подполья или из стен. Открытие это кастеляну было очень не по вкусу. В народе есть поверье о том, как и где домового можно увидеть глазами, если непременно захотеть: должно выскать (скатать) такую свечу, которой бы стало, чтобы с нею простоять в страстную пятницу у страстей, а в субботу и в воскресенье у заутрени; тогда между заутрени и обедни, в светлое воскресенье, зажечь свечу эту и идти с нею домой, прямо в хлев или коровник: там увидишь дедушку, который сидит, притаившись в углу, и не смеет тронуться с места. Тут можно с ним и поговорить. Владимир Даль, «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» В. Корольков. Нечистики Большая часть специалистов по фольклору придерживается следующей версии возникновения домовых: когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, некоторые нечистые духи попали в людские жилища и там обосновались на веки вечные. В. Корольков. Овинник Овинник Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) — в славянской мифологии дух, живущий в овине (на гумне). Овинник имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами.Однако, он может иметь и другие обличия: в зависимости от географического местоположения: в Смоленской области овинник показывается в обличии барана, а в Костромской может принимать вид покойника. Место обитания овинника — овин (гумно). Впрочем, он может совершать «вылазки», например, в баню: в гости к баннику или в любое другое место двора. В дом овинник никогда не заходит: не может, так как дом является «зоной ответственности» домового,который сильнее овинника. На Севере России (России), в Белоруссии, Вологодчине и т.д. подходы к определению характера овинника и возможности его ублажить несколько отличаются. Но в целом взгляды сходятся: овинник имеет очень сложный характер, его непросто задобрить, и в целом он достаточно враждебен по отношению к человеку. Впрочем, это вполне объясняется тем, что овины, в которых для сушки зерна применялся открытый огонь, часто сгорали, лишая крестьянские семьи пропитания, а, порой, и всего имущества вместе с домом: ведь от горящего овина часто начинали полыхать и соседние строения. Овинник очень любит бороться, может меряться силами с банником, а может и с человеком, только подобная борьба часто заканчивается не в пользу последнего. Овинник — тем не менее один из «домовых» духов, хотя и самый свирепый, и главной его функцией является хозяйствование на «зоне ответственности», то есть на гумне. Он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин. Следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины и в заветные дни — большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином-крестьянкой будут нарушены эти, веками сложившиеся законы, последствия могут быть самыми печальными: вплоть до смерти «виновника». Впрочем, овинник любит пакостить и без причины. Если ему удаётся навредить мужикам, он хохочет, хлопает в ладоши или лает по-собачьи. Крестьяне старались не ссорится с овинником, умилостивить его всевозможными способами: более опытные начинают топить, только после того, как попросят у «хозяина гумна» позволения, благодарят по окончании сезона. В именинные дни гуменника, ему приносят пироги и петуха. Петуху на пороге отрубают голову, кровью окропляют все углы овина, а пирог оставляют в подлазе. Правда, такой метод ублажения встречался и встречается не так часто. В ночь на Васильев день (в канун Нового года) девушки гадали на то, когда начнётся и какой будет семейная жизнь. К окну сушила они подставляли оголённые ягодицы и ждали: если погладит мохнатой рукой — семейная жизнь будет в достатке, гладкой — в бедности, если же гуменник и вовсе не дотронется до гадающей, то это значило, что и в этом году ей не суждено выйти замуж. Существовал и более презентабельный вариант данного гадания — в сушило подставляли руку, а не ягодицы. Овинника можно увидеть во время светлой заутрени Христова дня. Литература: Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа // ИЗД-ВО «АСТ» 12.04.2003 С.В. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила // Издательство: тов. Р. Голике и А. Вильборг 1903 г. В. Корольков. Баённик Банник (Баенник) Банник — злой дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто Банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом. Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие Банника — обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани. Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха — лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полком. Другой вариант женщины-банника — Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы. Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Любая нечисть очень боится железа и Банник не исключение. В. Корольков. Вазила Вазила Вазила или Возила — в славянской мифологии домашний дух, заботящийся о лошадях, подобие дворового. По представлениям белорусов, он выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Вазила живёт на конюшне, всячески заботится о лошадях — оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне, — от хищного зверя. Литература: Словарь русских суеверий, Елена Грушко, Юрий Медведев, «Русский Кузнец», Нижний Новгород 1995 И. Билибин. Кикимора Кикимора Кикимора — злой дух. Маленькая женщина. Поначалу у древних славян кикимора была ночным божеством сонных мечтаний. Позднее кикиморами стали называть некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом.Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками… Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы. Эциклопеди Анастасии Александровой Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) — персонаж восточнославянской мифологии. В восточнославянской мифологии один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу). Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки. Считалось, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещёнными. Также крестьяне верили, что кикимору могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок куклу (фигурку «кикиморы») и закладывали её под матицу (главную балку) или в переднем углу дома. Также считалось, что кикимора — это жертва аборта женщины (нерождённый ребёнок); сколько абортов сделала женщина, столько кикимор она породила; в момент смерти женщины все её кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь её душу в адские миры. Этот персонаж восточнославянской мифологии — проявление злого духа Мары; Кики-Мара. Мара — это общеиндоевропейское имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда «кош-мар»). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье. Кикимора схожа с мокушей — злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши. Название «кикимора» — сложное слово, вторая часть которого — имя злого духа мары (моры). Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Слово «кикимора» вошло в русский язык также в переносном значении — безобразная или некрасиво одетая женщина. Кикиморе посвящена одноименная симфоническая поэма А. К. Лядова (1905). Кикимора богиня сновидений у славян в XVI-XVII веках. Шишига Шиши́га (также Ле́шенка) — маленькое горбатое существо женского рода в русском фольклоре, живёт в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоёмы. Считалось, что она ходит голой со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам. Днём отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом. То же существо играет важную роль в мифологии коми. Живёт в реке Кама и иногда выходит на берег, чтобы расчесать длинные чёрные волосы. Все, кто её видел, вскоре утонут или умрут по другой причине. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их утащит Шишига. Литература: Мифы народов мира. Т. 1. — М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1997 Домовые и коты на картинах художника А. Маскаева