«Чур меня!». Вы когда-нибудь слышали или произносили эти слова? Я впервые услышала данную «таинственную» фразу от бабушки, но тогда была слишком маленькой, чтобы задуматься о том, кто же этот Чур, которого люди вспоминают в моменты испуга или удивления. Да и сама бабуля, думаю, мало мне разъяснила бы о странном Чуре, ведь уже несколько столетий его имя стало лишь иногда используемым междометием. Но давайте всё-таки разберёмся, кто такой Чур, ведь он ведёт свою историю из далёкой древности.
Чур – бог-защитник
Старина и современность
В славянском фольклоре, сохранившимся до наших дней, есть забавная песенка. В ней властитель земель по имени Чур спрашивает людей, раздавая им богатые участки земли. «Кому этот?» – вопрошает Чур. В ответ задорно звучит: «Чур, моё!». После этого добрый хозяин земель окружает новый надел пограничными столбами, передавая его в руки хозяину.
И здесь мне поневоле вспоминаются детские игры, где нужно было выбрать что-то съедобное среди посторонних предметов. Ведущий поднимал изображение яблока, а мы кричали: «Чур, моё!».
Выходит, с детского возраста мы участвовали не просто в игре, а в так называемом обряде, посвящённому не просто богу, а покровителю рода – Чуру. Правда, об этом не знал никто.
Хитрое словечко, «Чур».
Хитрое словечко, «Чур». Одними из древнейших пограничных знаков на наших землях считались вкопанные в землю деревянные колья — «чурки», названные так по имени Чура, славянского бога очага, оберегавшего границы земельных владений… Означает «границу, межу, рубеж» (по Далю). Как говорят, «Чересчур», то есть «слишком», «с лишком, лишнее», «вышедшее за границу, через границу». Или «Чур меня!» — мы отгораживаемся от чего-то («не трогай меня»). Помимо этого «Чур!» — это еще и условие (граница дозволенного) – «Чур не бить, чур не прятаться…». Также «Чураться» — это «избегать кого-либо, оградить себя от других». Сюда же прикреплю слово «Черта, Чертить». Провести черту – это поставить грань, очертить – нарисовать контур, границы. Помните, как, защищаясь от злых духов, в литературе и кино, люди чертят вокруг себя круг – отгораживаются от мира, проводят границу. «Щуриться» — прикрывать или полностью закрывать глаза – отгораживать их от света веками-ресницами, защищать. От ЧУРа произошли слова: ЧУРАТЬСЯ — отодвигаться, отгораживаться, проводить границу, оберегая себя. ОКОЧУРИТЬСЯ — замерзнуть, заледенеть, умереть, стать неподвижным, как Чур на границе. ЧЕРЕСЧУР — это переходит всякие границы. ВЫЧУРНЫЙ – то же, что и чересчур. т. е. за границами Чура. Происхождение символа Чур. После того, как верховный Бог славян Сварог завершил процесс сотворения мира, он поручил своему внуку Чуру по справедливости разделить земные владения между людьми. Легенда гласит: когда Бог Чур снизошел с небес на земную твердь, чтобы поделить территории, многие люди, стараясь привлечь внимание покровителя границ, начали наперебой выкрикивать «Чур, мое, Чур, мне!». Это выражение сохранилось в обиходе и сегодня. Для обозначения частных владений Чур наказал всем людям установить на границах наделов деревянные столбы, которые никто не вправе был передвигать без ведома хозяина. Немного позднее из пограничных столбов люди начали вырезать идолы самого Бога, чтобы показать другим, что владения находятся под защитой могущественного покровителя, и отпугнуть нечистые силы. Со временем появились и первые славянские обереги с изображением символа Чура, которые стали использовать для защиты жилища и семейного очага. СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Бог Чур считается очищающим, избавляющим от всего нечистого и злого. Чуром также называют Капь, образ Бога в изваянии. Без Чура невозможно довести до конца ни одного старославянского обряда, ибо он истинный защитник, вселяющий ужас во все нечистое. Значение оберега: Помимо защиты личного имущества, Бог Чур также оберегает человека от злых духов, родовых проклятий и людских наговоров. Очень часто наши предки использовали оберег Чур для очищения места проведения разных магических обрядов. В момент опасности люди часто выкрикивали «Чур меня, Чур», призывая тем самым на помощь великого покровителя. Словом «Чур» было принято обозначать магическое поле, которое способно сдерживать любую нечистую силу. Поэтому этот символ часто трактуют в значении «оградить себя кругом». Древнеславянские представления о Чуре, а также его истинная сущность и образ хранятся в самом языке. Например, слово «чур» — выражение, которое часто употребляется в значении границы, рубежа, а иногда даже его использовали для демонстрации собственного недовольства или неодобрения. «Чураться» – значит, отгораживаться, уходить в сторону, избегать. Оберег Чур помогает не только защитить дом и семью от любых поползновений извне, но также очищает от всего нечистого и злого..
Чур на страже границ
Издавна славяне почитали Чура как бога-защитника земельного участка. У пограничного столба насыпался бугорок земли, что значило запрет тревожить межу. Тот же, кто рискнул бы перенести столб в иное место, руководствуясь собственными интересами, непременно поплатился бы – Чур не прощал несправедливости и обмана.
Сама же пограничная полоса между полями тоже считалась священным местом. Без разрешения хозяина участка переступать её было запрещено. В честь Чура в дни празднеств, посвящённых ему, люди исполняли гимны, обходя поле по периметру и гоня впереди скот. Нередко Чуру приносили и дары. Для этого достаточно было оставить молоко или мёд у любого их межевых столбов.
Полубог и защитник
Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом. По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками.
Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров (потустороннего и людского); границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила. Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны – небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей.
Наши предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла.
Поэтому и сегодня, восклицая «Чур меня!» человек обращается к языческой силе, способной оградить его от обитателей потустороннего мира, а возгласом «Чур мое!» призывает полубога в свидетели, что данная находка отныне является его личным имуществом. И мифический помощник якобы утверждает провозглашенное право.
Вот так, выясняя происхождение только одного слова «чересчур», мы заглянули вглубь веков и узнали много интересного о наших далеких предках, живших до принятия на Руси христианства.
«Деревянный» бог Чур
Но, согласитесь, поклоняться столбу было как-то странно, а потому вскоре у границ полей появляются не просто высокие брёвна, а деревянные изображения Чура. По сути, они представляли тот же столб, на котором были искусно вырезаны суровые глаза бога, прямой нос и линии длинной бороды.
Часто такие изваяния украшали орнаментом-оберегом, призванным усилить могущество Чура. Что интересно, и сегодня в нашем языке живут слова, напоминающие о «древесном» облике Чура – например, «чурбан», «чурбак». Учёные нередко сравнивают Чура с древнеримским богом Термом, что также защищал границы земель и был воплощён в столбах у границ полей.
Часто изображения Чура делали на пограничных столбах
Бог Чур
Еще одна версия, имеющая право на существование. В мифологии древних славян имелся бог Чур. Это божество отвечало за нерушимость границ. Славяне искренне считали, что после того, как создалась земля, бог разрешил людям взять себе по участку для того, чтобы их племена жили здесь. Люди быстро реагировали и находили себе удобные наделы земли.
Чтобы привлечь внимание мифологического божества, люди, обращаясь к нему, говорили: «Чур, это мне!», «Чур, мое!». Таким образом были розданы самые лучшие места. Границы бог Чур повелевал отметить специальными деревянными столбами — «чурбаками». И теперь они были нерушимы. Легенда гласит, что, сколько ни пытались вынуть столбы и передвинуть созданные границы, ничего не получилось.
Фразеологизм особенно прижился в детских умах. Заприметив интересную игрушку, ребенок бежит к ней со словами «чур мое!». Раньше, если такое происходило в детском саду, то слова тоже здорово помогали. Никто не решался приблизиться к тому, на что уже «чурнули». Видимо, так глубока память подсознания.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Защитник от зла
Исследователь-фольклорист А.Афанасьев отмечает и другую, не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Он считался олицетворением огня, что пылал в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семейства, по сути, очень могущественным домовым.
Чур помогал не только сохранить уют в жилище и принести лад в дом, но и оберегал своих подопечных от злых сил. Вот откуда взялось то самое «Чур меня!».
Если человек был напуган странным явлением, какими-то необъяснимыми, «чертовскими» событиями, он произносил заветные слова. Они воплощали в себе призыв к богу-хранителю. Чур охватывал того, кто просил помощи, невидимым и непроницаемым кольцом, преодолеть которое было не под силу чертям.
Гадание, обережные слова от сглаза и прочего лиха
Чуров приглашали молодые девушки для помощи в гадании на суженого. Как это происходило? Ночью девицы шли на какой-нибудь перекресток дорог. Затем они чертили круг осиновым прутом. Далее они входили в круг по одной. Приложив ухо к земле, слушали. Если слышен какой-то звук, значит девушке выйти замуж в этот год. Однако в процессе гадания, видимо, от нервного напряжения, девице иногда может почудиться страшный звук: шепот, вой или крик. Вот здесь самое время вызывать подмогу в виде армии духов предков. «Чур меня!» — кричала или шептала девушка. Считалось, что вокруг нее образовывался нерушимый круг, не дающий подкрасться злобной нечисти.
Когда в селе узнали, что Юрий ушел от жены, то его не осудили, а поддержали
Производство и доставка кофе наносят вред климату, но это возможно изменить
Ютубер раздает незнакомцам $ 2021, чтобы у них было счастье в новом году
Когда среднестатистический древний славянин мог вызвать своей внешностью или имеющимся добром зависть соседей, то он обязательно произносил обережные слова «Чур меня» и, чуть прикусив кончик языка, уверенно продолжал свой путь: пращур теперь с ним, и никакому лиху не дано воплотиться, его не сглазят лихие люди.
Чур – это наши предки
Надо сказать, что Чур не занимал высокое положение среди славянских божеств, однако это не умаляло его роли в жизни людей. Нередко его сравнивали с хранителем тайны границ между мирами. Лишь благодаря Чуру духи из потустороннего мира не пересекали заветной черты, чтобы разрушить мир живых.
Иногда Чура сравнивали с духами умерших предков. Как отмечает в своих работах О.Ключевский, нередко имя Чура приписывали обожествлённому предку семейства или целого рода. Это мы можем заметить в старинном слове «пращур» («предок»).
Древние славяне были мудрым народом с высоким уровнем духовности, а потому верили в могущество душ прародителей. Чур мог принимать облик предков, приходя к человеку во снах и предупреждая его об опасности. Этого бога можно было встретить в поле, неподалёку от межевой черты.
Описывали Чура по-разному: то он принимал облик старика с длинной седой бородой, то становился светловолосым юношей. Главная особенность Чура в самых разных обличьях – яркие глаза цвета неба.
Что примечательно, Чур мог становиться и удивительным зверем – волком с голубыми глазами. Зла этот бог никогда не творил, а к людям приходил с вестями. Иногда за помощью в спасении народа он обращался к Велесу. Уже не раз замечаю, что эти два бога были наиболее близки к проблемам смертных.
Чур — дух предков
Некоторые славянские племена чурами или щурами называли духов предков. Отсюда, кстати, и произошло слово «пращур» — предок. Функция щуров была сродни работе бога границы Чура. Чурбаны или чурки — деревянные фигурки, олицетворявшие предка рода, также защищали от нечистой силы. Чтобы призвать такой дух на помощь, кричали: «Чур меня!»
Таким образом вокруг крикнувшего магические слова человека устанавливался обережный круг. Считалось, что его границы не может переступить нечисть, например, леший. Такой защитой предков часто пользовались путешественники и охотники. Заблудившись, они выворачивали кафтан наизнанку и говорили: «Чур того, полно!» Таким образом они разрушали чары лешего.
Часто чуров призывали и во время гаданий. Например, девицы гадали на суженого на перекрёстке дорог. Они очерчивали круг, а потом по очереди ложились на землю, прислоняя к ней ухо, и говорили: «Чур на меня». После этого гадающая слышала какой-нибудь звук. Если он сулил плохое будущее, то девица быстро выходила из круга и говорила: «Чур меня!» Так она призывала на защиту пращуров. Этот фразеологизм древних славян укрепился и в современной русской речи.
Оберег Чура
Чуров День
Конечно, такой бог-защитник не мог обойтись без праздника, посвящённому ему. Главным днём чествования Чура было 27 июля. В Чуров День, как называлось это празднество, народ отправлялся к межевым столбам с дарами.
Хозяйки варили кутью, которая считалась самым любимым угощением бога. Главы семейств проходили вокруг своих земельных владений, прося бога освятить их поля. Завершался день ужином в семейном кругу, где каждый произносил заветное слово – имя Чура.
Оберег Чура
Оказывается, «Чур меня!» в старинном понимании звучало как молитва к древнему богу. И пусть Чур не участвовал в эпических битвах богов, не был покровителем воинов или царей, он довольствовался своим призванием. В защите свыше нуждается не только весь народ, но и отдельные семьи, которые и оберегал Чур. Разговорное упоминание (пусть и неосознанное) об этом боге прошло через многие века, сохранившись до сих пор.
СТАРКА
«Чур меня!» ( А.Л. Топорков, кн. исторических наук): языковое исследование. Опубликовано в журнале»Русская речь. — 1991. — №1. — страницы с 151 по 155.
скачивайте и читайте онлайн бесплатно
В материале рассматривается краткий обзор истории возникновения слов и выражений, связанных с введением в научный оборот слова «чур!» и выражения «чур меня!». Для многих данное слово и выражение может показаться диковинным, редко употребляемым сейчас, неактуальным. Отчасти, это так. Это слово особенно было популярно, в ходу у сельских жителей в XIX — XX веке. В этом слове мы слышим что-то страшное, загадочное, непознанное.
Оказывается, что слово «чур» чаще всего раньше использовали в качестве магического сверхъестественного предназначения в ритуалах. С его помощью изгоняли духов, выводили порчу. В настоящем материале приводится также достаточно любопытная сводка о лингвистических (языковых) корнях слова «чур». Обо всём этом рассказано в настоящем исследовании.
Чур меня — что значит это выражение и откуда оно появилось читайте в данном материале. Текст целиком приведён ниже:
В детских играх часто встречается «волшебное» слово чур: Чур, не я вожу!, Чур не пятнать!, Чур-чура!, Чурики! Оно пришло в детскую среду из народных суеверных обрядов и в прошлом широко использовалось не только детьми, но и взрослыми.
Междометие чур давно привлекло внимание лингвистов. В середине XIX века, да и позднее его сопоставляли со словом пращур и полагали, что щур, или чур,— одно из божеств языческих славян. Такое мнение высказывается в трудах фольклориста-мифолога А.Н. Афанасьева, историков С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, в книге бытописателя С. В. Максимова «Крылатые слова».
Два новейших этимологических словаря объясняют его происхождение по-разному. Согласно «Этимологическому словарю славянских языков» под редакцией О. Н. Трубачева, междометие чур представляет собой «Достаточно стар, восклицание, выражающее запрет, первонач., по-видимому, в магическом контексте; поэтому может рассматриваться как нерегулярное (экспрессивное, эвфемистич.) преобразование слова *čьrta… Семантика черты, линии, рубежа хорошо ощутима в примерах… случаи субстантивного употребления формы чур (чересчур) вторичны — на базе междом. чур…» (ЭССЯ. М., 1977. Вып. 4.) [151]
«Праславянский словарь» под редакцией Ф. Славского (т. II, 1976) возводит слово *curъ к индоевропейскому корню *keur — «резать, рубить» и приписывает чур первоначальное значение «магическая черта, очерченный круг, которого не может переступить никакая нечистая сила».
Мы не будем обосновывать какую-либо этимологию слова чур, а попытаемся очертить его культурный контекст. Междометие чур и его производные известны главным образом в восточнославянских языках: русское и белорусское диалектное чур, украинское, белорусское и русское диалектное цур, диалектные формы: чуру (смоленское), чиру (могилевское), чура (тверское, калужское); польское диалектное cur (в выражении niech cie cur wezmie «черт бы тебя побрал») является заимствованием из украинского.
Для семантики междометия чур особенно важны те случаи, когда оно выступает в функции существительного. В словаре В. И. Даля чур толкуется как «край, предел, мера», старинное «грань, граница, рубеж, межа», например, не ступай за чур, за черту, по чур наше. В русских диалектах широко представлены фразеологизмы с субстантивированным чур: без чуры (чура) «слишком, без меры» (рязанское), без чура «то же» (псковское, тверское), без чуры (говоры Приамурья); не знать (понимать) чуры «не чувствовать меры, не знать границ» (рязанское), не знать чуру «не знать меры» (донское), «не придерживаться установленных правил» (говоры Приобья), не понимать чуру «то же» (омское). С фразеологией такого рода связано происхождение наречия чересчур: русское диалектное че́рес чуру (чур) «слишком, чересчур» (рязанское); не лей через чур (Толковый словарь В. И. Даля); Через чур и конь не ступит (Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу).
В современном четырехтомном Словаре русского языка (3-е изд. М., 1988. Т. 4) приводятся два значения междометия чур: 1. (Обычно в сочетании со словами: «меня», «нас»). Устар. Возглас, означающий запрет касаться чего-л., совершать какое-л. действие (в заклинаниях против «нечистой силы», в играх и т. п.) и 2. Разг. Восклицание, означающее требование соблюсти какой-л. уговор, какое-л. условие.
Чур часто сочетается с личными местоимениями, например: русское диалектное чур меня от него «не желаю я его, не хочу быть за ним» (новгородское, смоленское), белорусское чур мене от цебе, украинское цур тоб1, (не) хай йому цур и т. п. Специфика украинского языка проявляется в том, что украинское цур сочетается только с местоимениями 2-го и З-го лица. [152]
Междометие чур (цур) входит в состав довольно многочисленных формул-оберегов от нечистой силы. Некоторые из них широко распространены, другие имеют локальный характер, ср. русское и белорусское чур! наше место свято, украинское цур — наше мiсце свято, русское чур сего места!, чур, чур, чур! не тут слово сказано!, диалектные чур полно (новгородское), чур того, полно! (вологодское, сибирское), чур быть, чур господи быть, чур господи, чур будь (Пинежский район Архангельской области), чур этому слушанъю, аминь этому делу (Семово Чагодощенского района Вологодской области), чур, чужа дума, чур, чужи мысли (Заозерье Мезенского района Архангельской области), чур, мои думы, чур, мои мысли, чур, мертвы глаза (Шардонемь Пинежского района Архангельской области). В украинском языке с особой устойчивостью бытует двучленная формула-оберег цур тобi (йому и т. д.), пек тобi (йому и т. д.). Поскольку оберег часто направлен против дурного глаза, во многих украинских формулах упоминаются глаза: чур та пек лихим очам (Проскуровский уезд Подольской губернии), цур очей поганих (Пирятинский уезд Полтавской губернии). На юго-западной Украине известно производное слово цураха: цураха поганем очем; чтобы не сглазить, нужно, если хвалишь что-нибудь, смотреть на ногти или на потолок и говорить: «Hi вроку!» или «цураха» (Гринченко Б. Д. Словарь украинского языка. Киев, 1909).
Обычно междометие «чур» используют при гаданиях. Например, в Кадниковском уезде Вологодской губернии в рождественский сочельник «кое-где девушки готовят в нежилой избе чай для двух лиц, садятся за стол и говорят: „Суженой, ряженой, приходи ко мне чай пить». В том случае, если покажется призрак и сядет рядом с гадающею, последняя должна говорить: „Чур, тово, полно, чур не хочу», иначе задавит» (Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера, 1913. № I). Чур могло защитить от нечистой силы и в других случаях. В Южной Сибири, по описанию алтайского краеведа С. Н. Гуляева (1847 г.), считалось, что «если над заблудившимся человеком станет де́коватъея лешак и, откликаясь на зов голосом знакомого, заманивать в чащу и глушь, то, выворотив платье, как водится, наизнанку, должно зачураться, сказав: чур того, полно!» (Картотека Словаря русских народных говоров).
Во многих случаях защита от нечистой силы обеспечивалась очерчиванием магического круга. В Демянском уезде Новгородской губернии в начале XX века девушки гадали на святках таким образом: «Все девушки снимают тельные кресты с шеи и идут на перекресток. Здесь, став в самый центр „креста», очерчивают… [153] лучиною круг, приговаривая: Чур на меня. Каждая из гадающих поочередно ложится на середину круга, прислоняет ухо к земле и внимательно слушает. Если … послышится звон колокольчика или лай собаки, то… девушка… выйдет в этом году замуж; если же послышится плач ребенка, то замужем ей не быть, а детей будет иметь; пение заупокойной молитвы или порубка дров означают смерть» (Зеленин Д. К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губернии // Живая старина. 1905. № I).
Можно думать, что в какой-то первоначальной ситуации человек произносил «чур!» именно при очерчивании себя магическим кругом. Характерно, что глагол зачураться мог обозначать не только феномены речевой деятельности («словом обезопасить себя от чего-нибудь», «при игре — сказать «чур» в знак отказа участвовать в ней некоторое время» и т. д.), но и определенное действие — очерчивание себя магическим кругом. По словам белорусского краеведа А. Е. Богдановича, зачураться в конце XIX века значило «оградить себя от нечистой силы, а также… провести черту углем или мелом или чем-нибудь другим на земле или на полу, за которую, согласно поверию, никакая нечистая сила не может перейти. Так „чураются» все те, которым приходится иметь дело с нечистой силой, особенно с вампирами; так „чураются» в подобных же случаях герои народных скалок» (Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895).
Функциональная направленность очерчивания заключается в том, чтобы разделить пространство на две неравноценные части: внутреннее и внешнее, наделяемые соответственно признаками свое и чужое, безопасное и опасное, замкнутое и разомкнутое и т. д. Таким образом, проведение черты соответствует одновременно двум процедурам — присвоению внутреннего пространства и отчуждению внешнего.
Несмотря на значительное многообразие контекстов, в которых функционирует междометие чур, можно выделить два полюса, к которым тяготеет его семантическая структура: это, с одной стороны, присвоение, призыв о помощи, покровительстве и, с другой, отталкивание, отрицание, запрещение (ср. русское диалектное цур табе! «отойди прочь» (курское), белорусское чур мене!.
Для позитивного круга значений междометия чур особенно показательны случаи, когда оно выполняет функцию глагола в повелительном наклонении. Например, в одном русском заговоре чур синонимично глаголу спаси: «Чур мене (диалектная форма винительного падежа), Господи!» (тульское — Майков Л. Великорусские заклинания // Зап. Рус. геогр. о-ва по отд-нию этногра[154]фии. 1869. Т. 2), ср. смоленское «Чур Box всякаго хрященыга!» (Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914).
Можно думать, что семантика междометия чур сохранила ту же двойственность, которая характерна для очерчивания магическим кругом — действия, с которым, возможно, связано само происхождение слова чур. Ясно, что один и тот же возглас Чур меня! (например, при внезапном испуге, при встрече с нечистой силой) в нерасчлененном виде содержит и призыв о помощи к добрым, божественным силам и заклятие от враждебных, дьявольских сил.
По мере того как сверхъестественное уходило из нашей жизни, «волшебное» слово чур все больше вытеснялось из языка взрослых и становилось достоянием детской среды.
А.Л. Топорков, кандидат исторических наук